Армия по-новому. Интересные новинки с форума «Армия-2018»

Фото: Сергей Осипов / АиФ

Точность и мощность «Калашникова»

Экспонат под названием СВЧ, представленный концерном «Калашников», к микроволновым печам не имеет никакого отношения. Это снайперская винтовка системы ижевского оружейника Андрея Чукавина, изготовленная знаменитым предприятием в инициативном порядке. Первое, что бросается в глаза — малые габариты оружия, в том числе коротковатый для «снайперки» ствол.

   
   
Снайперская винтовка системы ижевского оружейника Андрея Чукавина. Фото: АиФ/ Сергей Осипов

— Действительно, ствол снайперской винтовки Драгунова (СВД), состоящей ныне на вооружении Российской армии, составляет 550 миллиметров, у СВЧ же этот показатель равен 410 мм., — говорит представитель концерна Максим Попенкер. — Но кучность боя у новой винтовки даже лучше. На дальности 100 метров пули СВЧ укладываются в круг диаметром 3 сантиметра. Для сравнения, у СВД этот показатель — 10 см. Это достигается благодаря тому, что точка опоры приклада находится на одной линии с осью канала ствола, то есть реализован принцип «линейной отдачи», минимизирующий подброс ствола при выстреле.

Читайте также: Не только автоматы. Концерн «Калашников» представил новые разработки

Еще одной оружейной новинкой, показанной на «Армии — 2018» стал автомат Калашникова АК-308.

Автомат Калашникова АК-308. Фото: АиФ/ Сергей Осипов

— Это оружие предназначено прежде всего на экспорт, — продолжает Попенкер. — Во многих странах Азии и Африки остались большие запасы патронов, официально именуемых 7,62Х51. В отличие от применяемого в России патрона того же калибра, эти более мощные. Они использовались, например, для весьма популярной в странах «третьего мира» бельгийской автоматической винтовке FN FAL. Сама винтовка давно устарела, а патроны остались. Под них концерн «Калашников» создал легкое (масса 4,3 кг), компактное (880 мм) и мощное оружие, обладающее серьезной поражающей мощью. АК-308 пробивает бронежилеты и легкобронированную технику, не говоря уж о «тачанках» (военный или гражданский джип с пулеметом), столь популярных во всех локальных конфликтах последнего времени. Автомат может быть снаряжен магазинами на 20 и 30 патронов. Первый — для ведения огня из положения лёжа, в основном, одиночными выстрелами. Второй — для маневренного боя в городских и лесных условиях, когда требуется стрельба очередями.

Скелет и шапка-невидимка

Перед павильоном «Калашникова» выставлен эскизный проект боевого монстра ростом в 4 метра. О его перспективах и назначении сотрудники концерна хранили загадочное молчание, хотя те, кто хорошо помнит фильм «Аватар», о предназначении и так догадается. Примерно в таком по Пандоре разгуливал полковник Куорич, главный антагонист фильма. На самом деле, это устройство называется экзоскелетом. Их, пусть и не в столь продвинутом виде, можно было увидеть на «Армии — 2018».

Демонстрационный образец системы адаптивной маскировки. Фото: АиФ/ Сергей Осипов

ЦНИИ точного машиностроения из подмосковного Климовска выставил уже готовый к принятию на вооружение экзоскелет для саперов. Он помогает бойцу весь день находиться в стоячем положении, носить на себе тяжелый защитный костюм, бронежилет, оружие и оборудование — и при этом не уставать. Все это благодаря тому, что всю нагрузку принимают на себя не ноги и позвоночник солдата, а жесткие элементы его внешнего «скелета».

   
   
Экзоскелет. Фото: АиФ/ Сергей Осипов

Этот экзоскелет, как пояснили представители ЦНИИТочмаш, относится к пассивному типу, то есть не снабжен источником энергии. В данном проекте этого и не требуется — всю работу выполняет механика. Но если появится потребность помочь человеку быстро бегать и далеко прыгать, придется создавать для экзоскелета его собственный «пламенный мотор». Такие работы уже ведутся.

Экзоскелет. Фото: АиФ/ Сергей Осипов

Другая разработка оружейников из Подмосковья в перспективе обещает сделать солдата не только сильным, но и невидимым. Демонстрационный образец системы адаптивной маскировки в первый же день работы выставки получил прозвище шапки-невидимки. При изменении цвета и рисунка фона шлем с приделанными к нему цветовыми ячейками тоже через некоторое время перекрашивался. Механизм действия этого «хамелеонства» на словах довольно прост: Видеокамера на шлеме считывает цвет фона и выдает определенные электрические импульсы. Существуют материалы, которые меняют свой цвет в зависимости от изменения электрического поля. Раз — и объект сливается с фоном.

Демонстрационный образец системы адаптивной маскировки. Фото: АиФ/ Сергей Осипов

Пока, конечно, сливается не очень. Но в скором будущем ячейки станут поменьше или вообще начнут применяться в виде лаков или красок. Или даже кремов, наносимых на лицо? Впрочем, это мы увидим только на будущих международных военно-технических форумах «Армия».