Леонид Ивашов: «У России новый противник - частные военные корпорации»

   
   

О главных событиях внеочередного саммита Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в эксклюзивном интервью AIF.RU рассказал президент Академии геополитических проблем, генерал-полковник Леонид Ивашов.

- Чем была вызвана необходимость проведения саммита?

- Я думаю, что созыв саммита подвигла, прежде всего, та ситуация, которая создаётся вокруг наших стран, а также те события, которые произошли в августе этого года. Мы видим, что никто не застрахован от вмешательства внешних сил в наши проблемы, проблемы нашей общей национальной безопасности. Сегодня никто не застрахован и от действий бандформирований, и от враждебной политики целых государств. Было бы странно, если бы встреча стран – членов ОДКБ не была организована.

- Как вы оцениваете решения, принятые в ходе переговоров?

- Итоги саммита ОДКБ можно считать вполне удовлетворительными. Продвинулись переговоры по вопросу консолидации военно-политических усилий стран-участников ОДКБ, лидеры государств перешли на новый уровень решения практических задач. Все решения, особенно по выделению и передаче сил и средств в наднациональное командование, – довольно серьёзный шаг. 

Напомню, что в основном договоре ДКБ от 15 мая 1992 года главная работающая статья была четвёртая. Там прописано следующее: в случае агрессии против одной из стран-участниц ДКБ другие страны в праве оказать возможную помощь, включая военную. При этом помощь могут оказать, а могут и не оказывать.

Сегодняшнее решение, которые приняли главы государств, обязывает уже практически всех участвовать в отражении агрессии, стабилизации ситуации в государстве, которое подверглось агрессии и т.д.

Пример России, когда президент Медведев предложил целую воздушно-десантную дивизию плюс десантно-штурмовую бригаду, а остальные согласились выделить не так, как раньше было – кто-то роту, кто-то батальон, - а не менее бригады. Это уже говорит о том, что создаётся реальная большая сила.

- Какие опасности стоят сейчас перед странами – членами ОДКБ, и, в частности, перед Россией?

- Это частные военные корпорации, действующие по всему миру. Насколько нам известно, сегодня существует более двухсот крупных фирм, которые сначала позиционировали себя как частные охранные структуры, но поскольку туда входят и люди из спецслужб, и разведки, и информационных, и даже финансовых диверсий, эти структуры, по сути, сегодня превратились в субъект воздействия на международную ситуацию.

Их годовой оборот составляет от 250 до 400 млрд долларов. Они охраняют наркотрафики, совершают перевороты, заключают контракты с военными ведомствами...

В частности, Пентагону в Ираке Конгресс не позволяет иметь более 140 тыс. военнослужащих, и даже требует сокращения их числа. Они имеют контракты не менее чем с 90 частными фирмами, которые охраняют нефтепроводы, которые совершают диверсии против суннитов, списывая на шиитов и наоборот. За деньги они готовы решить самые разнообразные задачи.

Для многих государств это выгодно. В августе этого года в составе грузинской армии задерживались граждане разных стран, в том числе США, но они не являлись военнослужащими Вооружённых сил этих государств, и они от них открещиваются: мол, они сами, по доброй воле в конфликт ввязались, в частном порядке приехав в страну.

Говоря о других опасностях, особенно то, что касается Центральной Азии, это безусловно, незаконная торговля оружием, наркотиками и т.д.

- В чём заключается принципиальное отличие ОДКБ от НАТО?

- ОДКБ - чисто оборонительная доктрина. Нам главное – защищать свои государства, свои народы от всех, прежде всего, локальных конфликтов, типа грузино-югоосетинского, защищать наши государства от вооружённых бандформирований.

В то же время НАТО становится всё более и более становится агрессивной, наступательной организацией, проецирующей свою силу и в Юго-Восточную Азию, и на Ближний Восток. По сути дела, на весь мир.

- Как вы можете прокомментировать заявление президента России о том, что Коллективные силы оперативного реагирования будут не хуже натовских?

- Комментировать это сложно, потому что критерии «лучше – хуже» довольно расплывчатые. Первое – чтобы наши по своей обученности были не хуже натовских, по своему техническому оснащению не хуже натовских. В чём-то мы будем натовцам уступать. Я уверен, что основной элемент состояния войск – духовный. Это дух. Где-то мы не будем уступать, по крайней мере, в сочетании этих факторов, формирующих общий потенциал.

Конечно, говорить, что мы всей натовской группировке уступать не будем, нельзя. В Североатлантическом альянсе и государств несравнимо больше, и США стоят во главе этой структуры. Кроме того, расходы стран НАТО на оборону находятся в пределах 900 млрд долларов. Мы сравняться с этим, безусловно, не можем.

В любом случае пока это всего лишь политическое решение. Исполнительным органам дано три месяца, чтобы отработать конкретные механизмы и формирования, и обучения, и технического, и материального обеспечения этих сил. Президенты пока устно договорились, чтобы эти силы были примером для национальных вооружённых сил по всем параметрам.

Смотрите также: