Небо ждёт лучших
Здесь базируются инструкторско-исследовательский вертолётный полк и пилотажная группа на боевых вертолётах «Беркуты». Центр боевого применения и подготовки лётного состава армейской авиации создан в 1979 г. Его специалисты обкатывают поступающую на вооружение в войска технику, готовят лётчиков высшей категории, обучают иностранных военных специалистов лётного и технического состава. Здесь освоены все типы вертолётов, имеющиеся на вооружении ВВС России, - от Ми-6 до Ка-52. На аэродроме стоит техника с символикой ООН: под управлением авиаторов торжокского центра она входила в состав миротворческих сил ООН.
В 1989 г. в центр вошёл 361-й отдельный вертолётный полк, на базе которого позже, в 1992-м,
и появилась пилотажная группа «Беркуты». Её создателями стали Герой России, заслуженный военный лётчик генерал-майор Борис Воробьёв и заслуженный военный лётчик полковник Евгений Игнатов.
Всё начиналось с трёх Ми-24. Едва начав тренировки, «Беркуты» выполнили первые демонстрационные полёты в честь Дня космонавтики на аэродроме Кубинка. Потом были выступления на нескольких Московских авиакосмических салонах (МАКС), в воздушном параде к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне на Поклонной горе, на праздновании 850-летия Москвы и юбилейном параде по случаю 65-летия Победы на Красной площади.
Не ниже первого класса
Пока личный состав направляется к командиру, полковнику Игорю Бутенко, «на постановку» заданий перед полётами, мы идём на аэродром и в музей боевой техники. На небольшой площади под открытым небом здесь собраны самые разные вертолёты - от компактного милицейского до огромных грузовых.
- У армейской авиации в отличие от гражданской множество задач, - говорит подполковник Сергей Бакин, лётчик-снайпер, начальник отделения боевых вертолётов центра. - Высший пилотаж - это хоть и зрелищная, но далеко не основная задача военного лётчика. Главное - это всё-таки обеспечение мира и безопасности в небе и на земле.
В бесполётный день мы идём «летать» на тренажёре: когда ещё выпадет шанс сесть в кресло второго пилота рядом с асом из «Беркутов»? Тренажёр напоминает компьютерную игру в 3D. Пока я рассматриваю приборы, Сергей Евстафьевич «взлетает» над аэродромом Адлера и направляет вертолёт в горы: «Будем садиться на узкой площадке». Мастерство военного лётчика определяется не количеством часов налёта, а умением выполнить конкретную задачу.
С момента создания не раз обновлялись и состав группы, и техника. Сначала «Беркуты» освоили Ми-24, со временем у них появился и знаменитый Ка-50 «Чёрная акула», а теперь и их современные версии - Ми-28Н, Ми-35 и Ка-52. Первое выступление на Ка-50 состоялось в 1997 г. на авиасалоне МАКС.
Сегодня «Беркуты» - единственная в России и мире группа, которая выполняет сложный одиночный и групповой пилотаж на боевых вертолётах Ми-28 и Ка-50 в различных боевых порядках в составе двух, четырёх и шести машин. А потому и попасть сюда могут только те, кто летает именно на боевых вертолётах. По словам самих асов, подготовка для участия в пилотажной группе занимает всего несколько месяцев, но к тренировкам допускают только лётчиков не ниже первого класса.
Читайте также
-
Ахтунг, Покрышкин! Легенды и мистика сопровождали летчика с самого рождения
-
Король воздушных рекордов. 75 лет назад Коккинаки долетел до Тихого океана