В атомной подводной гонке США опередили СССР - их «Наутилус» был спущен на воду в январе 1954 г. Зато К-3 была первой в мире серийной: с неё началось семейство лодок 627-го проекта, которых было построено ровно 13. Эти лодки несли только торпедное вооружение (АПЛ с баллистическими ракетами появились позднее), но по значимости их появление сопоставимо разве что с полётом в космос. До этого лодки с дизельным двигателем для надводного хода и аккумуляторами для подводного были, по сути, «ныряющими» - должны были часто всплывать и подзаряжать батареи. Первая советская АПЛ могла уходить под воду на 50 суток. У лодок 627-го проекта была «бурная» биография: К-3 горела (погибли 39 человек), К-8 затонула с 52 членами экипажа, но в судьбе почти всех из них есть общий момент - хотя бы один подлёдный поход в Арктику.
«Эта любовь к «высоким широтам» была вызвана суровой необходимостью, - считает Сергей Балакин, эксперт по военно-морским силам. - Подо льдом лодку не видно ни с самолёта, ни со спутника-шпиона. В Арктике советские торпедные АПЛ прикрывали районы патрулирования наших дизельных подлодок с баллистическими ракетами - были в СССР и такие! Кстати, одно время командование ВМФ на полном серьёзе рассматривало проект превращения «627-х» в «стратегов». Для этого предполагалось вставить внутрь лодки одну очень большую торпеду с ядерной боеголовкой. В случае войны её следовало выпустить по одному из приморских городов США. К счастью, проект этого монстра остался на бумаге. Но и без этого первые советские АПЛ славно послужили стране - последнюю исключили из состава ВМФ только в 1990 г.».
Смотрите также:
- Девятиэтажная «Акула»: история легенды советского военного флота →
- Глубинная одиссея. Как человечество создавало подводную лодку →
- Конец «Комсомольца». Как погибла лучшая советская подлодка →