Скутер по цене мотоцикла. Как истребитель F-35 стал «американской «Булавой»

Истребитель F-35. © / Reuters

Горящий на взлёте

Военное командование США наложило запрет на полёты всех истребителей-бомбардировщиков F-35. Подобное решение было принято после сразу двух инцидентов с машинами подобного типа. Сначала стало известно о том, что самолёт F-35A загорелся при взлёте на авиабазе в штате Флорида. Спустя некоторое время было сообщено, что во время полёта F-35В в штате Аризона была обнаружена утечка топлива. После временного запрета на полёты командование вновь дало «зелёный свет» истребителям, однако 3 июля вышла совместная директива командования ВВС, ВМС и руководителей программы по строительству F-35, запрещающая полёты всем истребителям этого типа.

   
   

Причиной данного решения явилось то, что экспертам пока так и не удалось установить, отчего вдруг загорелся F-35.

По всей видимости, эксперты «грешат» на двигатель, созданный компанией Pratt & Whitney, — в ближайшее время специалисты намерены провести его дополнительные проверки.

Проект века

История F-35 началась в 2001 году, на конкурсе по программе создания США единого ударного истребителя пятого поколения. Главными соперниками стали корпорации Boeing (модель X-32) и Lockheed Martin (модель X-35). По итогам конкурса представители американского военного ведомства отдали предпочтение детищу Lockheed Martin. Первый полёт F-35 состоялся в 2006 году.

F-35 позиционируется как семейство перспективных и малозаметных истребителей-бомбардировщиков пятого поколения. Машины выпускаются в версии как наземного, так и палубного базирования.

Согласно изначальной программе, F-35 должен представлять собой единую модель истребителя для ВВС, ВМФ и морской пехоты с возможностью вертикального и укороченного взлёта и посадки, которая должна заменить такие устаревшие модели, как F-16, A-10, F/A-18, AV-8B.

Общая стоимость программы разработки новой машины оценивалась в 40 миллиардов долларов. Чтобы несколько снять нагрузку на собственный бюджет, США стали активно предлагать новую разработку своим союзникам. Всего планируется построить более 3000 F-35, из которых 2443 достанутся США, 138 — Великобритании, по 100 — Австралии и Турции, по несколько десятков — Италии, Канаде, Норвегии, Нидерландам и Дании.

   
   

Самолёт задерживается на семь лет

При этом стоимость производства F-35 постоянно растёт, и сегодня один экземпляр обходится в 160 миллионов долларов. Таким образом, общая стоимость обновления американской авиации самолётами F-35 составит около 400 миллиардов долларов.

Растёт не только стоимость производства, но и стоимость программы его разработки. На сегодняшний день проект отстаёт от графика на семь лет, а вместо 40 миллиардов на разработку F-35 затрачено более 56 миллиардов долларов.

К настоящему моменту произведено более 100 самолётов F-35 разных модификаций, которые с 2012 года эксплуатируются в учебных целях. При этом ввод F-35 в эксплуатацию в «боевом» режиме намечен на 2015–2018 годы, но сроки постоянно сдвигаются из-за большого количества неполадок и выявляемых недоработок.

В результате этого в рядах союзников, изначально планировавших закупки F-35, началось брожение. Первой задумалась о приобретении альтернативной, более дешёвой и надёжной машины, Дания, за ней решили отложить покупку австралийцы, планировавшие приобрести одну из самых крупных партий F-35.

В 2012 году взбунтовались уже и американские военные. Пентагон объявил о намерении отложить покупку в общей сложности 179 истребителей F-35. А правительство Италии, первоначально намеревавшееся купить 131 F-35, снизило свои намерения до 90.

Кот в мешке

Несмотря на широкую рекламу и заявления разработчиков о том, что F-35 — это самая современная боевая воздушная машина второго десятилетия XXI века, критики относятся к проекту весьма скептически.

Австралийские военные аналитики, оценивая характеристики F-35, пришли к выводу, что речь идёт не об истребителе пятого поколения, а о модели «4+», поскольку до категорий пятого поколения самолёт не дотягивает по целому ряду параметров, включая низкую живучесть и маневренность.

Недостаток маневренности и низкую живучесть фактически признают и разработчики. Так, руководитель бизнес-программ компании Northrop Grumman, входящей в консорциум, разрабатывающий F-35, Пит Бартош отметил, что основным требованием военных к новому самолёту было его соответствие технологии «стелс», а «самолёт-невидимка» не нуждается в хорошей маневренности.

Иностранные военные аналитики вообще весьма нелестно отзываются об F-35, считая его «младшим братом» более дорогого и совершенного американского самолёта F-22. Правда, на продажу F-22 в другие страны наложен запрет, и посему покупатели могут рассчитывать только на F-35, который плохо маневрирует, не держит ударов противника и при этом стоит баснословных денег.

А «стелс»-то ненастоящий!

Дальше всех пошёл австралийский военный эксперт Деннис Дженсен, который заявил, что, предлагая своим давним стратегическим партнёрам истребитель F-35 вместо F-22, США уподобляются продавцу мотоциклов, который хочет предложить покупателю скутер с объёмом двигателя в 50 кубических сантиметров.

Согласно оценкам военных экспертов, сопоставившим характеристики F-35 и его главного «условного противника» — российского зенитно-ракетного комплекса С-400 «Триумф», новейший американский истребитель для российской системы ПВО не столько соперник, сколько «вкусная» и лёгкая добыча. С-400 отказывается считать F-35 невидимым, чем окончательно подрывает желание у других стран приобретать его у США.

А вот американским военным от F-35, по всей видимости, никуда уже не деться, как их российским коллегам от ракеты «Булава».

Хочешь не хочешь, а придётся летать…