…В Куала-Лумпуре исчезновение рейса MH370 - до сих пор самая горячая тема. Выпуски новостей начинаются именно с неё, а народ всюду (в такси, кафе, магазинах) яростно обсуждает: куда делся «Боинг-777» с 239 пассажирами на борту? Город полнится слухами, ибо местные власти стараются замалчивать «вредную» информацию о загадочном происшествии. Знакомый чиновник МИД Малайзии отказался от комментариев, едва услышав слово «авиалайнер». В «Авиалиниях Малайзии» в Куала-Лумпуре в обмен на интервью потребовали предъявить документы с… разрешением (!) расследовать судьбу MH370. Три человека, с кем я заранее договаривался о встрече, не вышли на связь. В конце поездки мне позвонили на сотовый и на отличном английском спросили, долго ли я буду находиться в Малайзии. Я ответил, что скоро уеду. «Чудесно, - с изысканной вежливостью заметил голос в трубке. - А то, знаете ли, люди исчезают не только в самолётах». После столь экзотических приключений в стиле шпионского романа весьма слабо верится в официальную версию - мол, боинг ввиду технической неисправности упал в океан. Хочешь не хочешь, а придёт мысль: власти что-то скрывают.
Смерть изобретателей
- У правительства Малайзии есть версии, которые оно приветствует, - другие лучше не озвучивать, - считает журналист Джереми Кхонг. - Открыто обсуждается, что пилот злополучного боинга Захари Ахмад Шах был психически нездоров. Терроризм, угон воздушного судна, пьянство пилотов - также в числе разрешённых тем. А вот «неприятные» мнения иностранной прессы вызывают серию протестов. Особенно нервная реакция на предположение - боинг могли сбить ракетой ПВО. И почему?
В южноазиатских газетах подробно исследуют биографии 22 пассажиров пропавшего самолёта - сотрудников американской компании Freescale Semiconductor. Обычная с виду контора, в своё время отделившаяся от «Моторолы», производит чипы, полупроводники и электронное оборудование для автомобилей. Впрочем, американские СМИ уверены: это всего лишь «крыша». В действительности внутри Freescale разрабатываются новейшие секретные технологии по заказу Пентагона - средства распознавания «свой - чужой», бортовое оборудование истребителей и системы слежения. Но самое интересное в другом… Всего лишь за неделю (!) до пропажи боинга в Патентное бюро США поступила заявка о регистрации прав на электронное устройство (размером с сигаретную пачку), позволяющее делать гражданские и грузовые самолёты невидимыми для радаров. Четыре человека, числившихся как изобретатели сенсационной новинки, летели среди пассажиров рейса MH370. Да, вот таким образом и рождаются «теории заговора»…
Скоро - война с Китаем?
- Эти люди оказались там неслучайно, - говорит военный эксперт Мохаммад Сейид. - Возможно, по заказу своей компании они ставили на борту самолёта эксперимент - легко ли обойти электронные ловушки? И либо заигрались, либо всё пошло не по плану. Официально признанный факт - самолёт реально стал невидим для радаров и после этого находился в воздухе 7 (!) часов. То есть он летел, отключив всю бортовую электронику, но двигатели работали. А что делает любое государство, которое вдруг обнаружило - ночью над её территорией появился «безмолвный» самолёт, отказывающийся «опознать» себя? Оно его сбивает. Так поступил в 1983 году и Советский Союз с южнокорейским боингом. Уже с самого начала эксперты хором указывали: если обломки лайнера не удаётся найти - вероятно, имел место взрыв большой разрушительной силы. Воздушное судно практически распалось в пыль. Зачастую именно это и происходит, когда в самолёт попадает ракета «земля - воздух».
В Куала-Лумпуре такой вариант развития событий упорно отрицают. Генерал-лейтенант ВВС Малайзии Акбал бин Хаджи Абдул-Самад заявил: «Невозможно, чтобы боинг был сбит нашей ПВО». Однако индийская пресса тут же привела доказательство - оказывается, той ночью ПВО Малайзии засекла неопознанный самолёт и обращалась в штаб с вопросом, что с ним делать. Военные опять выкрутились. Да, подтвердили они, засекли, но сбивать не стали: внутреннее чутьё (!) подсказало - авиалайнер «дружественный». Это объяснение не выдерживает никакой критики. В то же время довольно легко представить, что произойдёт, если Малайзия, Индонезия или Тайвань признаются в уничтожении самолёта с 153 гражданами Китая на борту? В худшем случае это может означать войну с КНР (пусть и в виде модных нынче «точечных бомбардировок»), в лучшем - выплаты гигантских компенсаций семьям погибших китайцев, экономические санкции и полный разрыв дипломатических отношений.
Инопланетяне и «Аль-Каида»
- Мы тоже склоняемся к мысли: скорее всего, самолёт сбили ракетой над океаном, - говорит Чжан Минфынь, брат 34-летнего пассажира самолёта Лин Минфыня, с которым я общаюсь на Центральном вокзале Куала-Лумпура. - В этом случае имеются минимум две стороны, изначально заинтересованные в сокрытии правды. Первая - представители военного электронного бизнеса США, ибо их компания провела незаконный научный эксперимент. И вторая - то самое государство, чья ПВО уничтожила авиалайнер.
…В Куала-Лумпуре жуткие пробки. Я слушаю радио в такси - диктор начинает новости с бодрого заверения, что ВМС США помогут найти боинг. Хотя у офиса «Авиалиний Малайзии» люди уже не пишут мелом на асфальте: «Продолжайте надеяться». Все поняли - надеяться больше не на что. Когда официальные лица молчат, появляются слухи: тут переплюнули даже убийство Кеннеди. В ходу и инопланетяне, и угнавшая самолёт в Афганистан «Аль-Каида», и попадание в другое измерение, и убийство сотрудников Freescale конкурентами. Я не сторонник теорий заговора, но… помнится, про Осаму бен Ладена тоже ходили слухи: мол, он живёт на вилле со всеми удобствами. Официальные же лица США настаивали: ничего подобного, террорист номер один прячется в пещерах под землёй. И что оказалось в итоге? Современный мир циничен - политикам верить нельзя. И мы, и наши близкие летаем на самолётах. В интересах всех нас узнать правду о трагедии «Боинга-777», иначе такие инциденты станут нормой. Почему бы и нет? Ведь один раз с рук сошло.