Незваные гости. Сколько западных кораблей вместит Чёрное море?

Давайте разбираться. Право прохода военных кораблей через черноморские проливы Босфор, Мраморное море и Дарданеллы определяет международная Конвенция от 20 июля 1936 года. Она была подписана всеми черноморскими государствами, в том числе СССР, а также многими европейскими странами в швейцарском Монтрё. В том самом городе, где долгие годы жил Владимир Набоков, где нет моря, зато есть Швейцарская Ривьера и Женевское озеро.

   
   

Динозавры в проливах

Военным кораблям посвящён весь второй раздел Конвенции. В статье 10 указано, что «в мирное время лёгкие надводные корабли, небольшие боевые суда и вспомогательные суда, независимо от того, принадлежат ли они Державам, прибрежным к Чёрному морю, или нет, каков бы ни был их флаг, будут пользоваться правом свободы прохода через Проливы без каких-либо сборов или плат».

Но военные корабли других классов подчиняются иным правилам — статье 11: «Прибрежным к Чёрному морю Державам разрешается проводить через Проливы свои линейные корабли тоннажа, превышающего тоннаж, предусмотренный в первом абзаце статьи 14 (15 тыс. тонн — прим. ред.), при условии, что эти корабли следуют через Проливы в одиночку, эскортируемые не более чем двумя миноносцами».

К нынешним реалиям последнее замечание особого отношения не имеет. Последний советский линкор, который мог выйти в Средиземное море, назывался «Севастополь» и был разобран на металлолом в 1956 г. Давайте разбираться с более современным «железом».

Авианосцам вход запрещён

Всех интересует вопрос: а что будет, если американцы введут в Чёрное море свой ударный авианосец, вооружённый сотней самолётов и вертолётов? Можно успокоиться — не введут. В Конвенции чёрным по белому прописано ограничение на проход проливов кораблями нечерноморских стран — не более 10 тыс. тонн в каждой посудине. Стандартное водоизмещение атомного ударного авианосца типа «Нимитц» примерно в 10 (!) раз больше — что-то около 100 тыс. тонн. К тому же сейчас в составе Шестого флота ВМС США нет авианосной ударной группировки.

Любопытно, что в тексте самой Конвенции авианосцы отсутствуют. О них сказано только в приложениях: «Авианосцами являются надводные военные корабли, которые, каково ни будь их водоизмещение, предназначены или устроены преимущественно для перевозки и ввода в действие на море воздушных судов». Почему? Возможно, потому, что в 1936 г. авианосцы для флотов европейских держав всё ещё оставались экзотикой. Тогда они присутствовали только в составе британских ВМС. Ещё один строился, но так и не был завершён в нацистской Германии.

Кстати, в момент прохода проливов, согласно Конвенции, авианосцам запрещено выполнять полёты авиации, находящейся на борту кораблей.

   
   

В настоящее время авианосцы в составе флотов причерноморских государств отсутствуют. Собственно, их там никогда не было. Максимально похожими можно считать советские тяжёлые авианесущие крейсера (ТАКР) «Киев», «Минск» и «Новороссийск», нёсшие по 18 истребителей и столько же вертолётов, а также серьёзное ракетное вооружение. В состав Черноморского флота они, правда, никогда не входили, но строились на заводе в Николаеве, а чтобы попасть на свои родные Северный и Тихоокеанский флоты, проходили через проливы. Однако в начале 90-х советские тяжёлые авианесущие крейсеры продали за границу. Там их использовали не по назначению: один превратили в плавучую гостиницу, второй — в парк развлечений в Китае, третий разобрали на металлолом в Южной Корее.

В 80-х годах советские ТАКР очень часто резвились в Средиземном море, пугая Шестой флот. Ныне их место в тёплых водах занимает единственный российский ТАКР «Адмирал Кузнецов», но он приписан к Североморску.

Тонны и дни

Подводя итог, можно смело сказать: самое страшное из того, что может противостоять России в Чёрном море, — это вполне современный американский крейсер типа «Тикондерога» водоизмещением 9600 тонн. В составе Шестого флота есть один такой, называется «Анцио», но в Чёрное море он почему-то не стремится. К нему может вполне законно прилагаться некоторое количество кораблей сопровождения — в статье 18 Конвенции Монтрё сказано, что общий тоннаж, который посторонние страны могут иметь в Чёрном море в мирное время, не может превышать 30 тыс. тонн. При этом «каковы бы ни были цели их пребывания в Чёрном море, военные корабли неприбрежных Держав не могут оставаться там более двадцати одного дня».

Для справки: американский эсминец «Дональд Кук» (находился в Чёрном море до 24 апреля) тянет на 6783 тонны, американский же фрегат «Тейлор» — на 4100, французский корабль-разведчик «Дюпюи де Лом» — на 3100.

Короче, по тоннажу претензий нет. Зато есть по срокам. В феврале этого года уже упомянутый «Тейлор» превысил срок пребывания на 11 суток. Официальная причина — сел на мель в турецком порту Самсун и повредил лопасти винта. Вроде бы причина вполне объективная, только, согласно тексту Конвенции, он всё равно считается нарушителем.

О любых передвижениях турецкое правительство должно быть предупреждено минимум за 8, а лучше — за 15 дней. Полный текст Конвенции с приложениями можно при желании посмотреть здесь. Узнаете много интересного — например, как должны проходить проливы «военные корабли, имеющие на борту случаи чумы, холеры, жёлтой лихорадки, сыпного тифа или оспы, или имевшие таковые на борту по крайней мере за последние семь дней».