Андрей Сидорчик: Куда завезут нас «свадебные кортежи»?

Снова торжество с этническим уклоном, снова стрельба, снова неподчинение требованиям сотрудников правоохранительных органов.

   
   

Разница лишь в том, что в первом случае свадьба была дагестанская, а на сей раз - азербайджанская.

Кое-что про свадебные традиции

Ревнителям восточных традиций я хочу сразу заявить – представители славного азербайджанского народа умеют НЕ СТРЕЛЯТЬ на свадьбах. В детстве я немало времени провел в тогда еще не знаменитом на весь Советский Союз азербайджанском городе Сумгаите и наблюдал немало национальных свадеб.

Во дворике обычного дома на улице Низами выстраивался традиционный шатер, в котором собирались гости, а окрестности заполнялись звуками национальной музыки. Поверьте, это был не Полад Бюль-Бюль Оглы, а нечто худшее. Подчеркну – исключительно на мой вкус, ибо я не поклонник заунывных звуков зурны.

Но вот эта музыка – пожалуй, единственное неудобство, которое доставляла окружающим классическая азербайджанская свадьба.

Да, в фильме Юлия Гусмана «Не бойся, я с тобой» гости азербайджанской свадьбы из горного района радостно палили в воздух. Однако азербайджанцы в 80-е годы XX века четко понимали, чем отличается современный город Сумгаит от предгорий Кавказа, и потому звуков выстрелов в этом районе было не услышать.

   
   

Связано это было не только с отсутствием оружия, но и с наличием у людей обычной культуры, а также с уважением к закону.

И вот перед нами 18-летний житель российской столицы Сеймур Набизаде, призер чемпионата Москвы по борьбе, по национальности азербайджанец, а по паспорту гражданин России.

Сеймур Набизаде. Фото: Кадр телеканала НТВ
 

Этот сын азербайджанского народа возит в своей машине два травматических пистолета, бейсбольную биту, наручники, мигалку, а свой восторг по случаю участия в свадьбе выражает стрельбой в центре города. Этот человек отличается от вышеописанных мной азербайджанцев полным отсутствием культуры и уважения к закону.

Но это полбеды. В конце концов, 18-летних парней, у которых ветер гуляет в голове, хватает среди представителей любого народа. Но вот то, что никто из многочисленной родни Сеймура не попытался прекратить эту вакханалию, очень нехорошо характеризует поведение всех участников торжества.

Хуже того, демонстративное игнорирование требований остановиться, которое позволили себе участники кортежа, говорит о том, что наплевательство на законы и нормы поведения – это не дурь одного молодого человека, а жизненная позиция большой семьи.

Зачем на свадьбе флаги?

Когда обсуждалась история с «дагестанской свадьбой», жених с обидой бросил: «Наверное, кому-то не понравилось, что на машинах были флаги Дагестана».

В нынешнем случае на машинах были флаги Азербайджана.

А можно у вас спросить, дорогие представители диаспор, что, собственно, вы пытаетесь показать этими флагами?

Дагестанская свадьба в Москве – торжество республиканского значения? В азербайджанской свадьбе участвовал посол этой страны?

Вы когда-нибудь видели в Москве свадебный кортеж уроженцев Владимира с флагами соответствующей области? Или может, жители Пермского края отмечают бракосочетания авторейдами с соответствующей символикой? Нет, ничего подобного не видно.

Допустим, это такая гордая традиция выходцев с Северного Кавказа и Закавказья. Но зачем, в таком случае, повесив флаги, устраивать пальбу в мегаполисе, нарушать ПДД, игнорировать, а порой и оскорблять стражей порядка?

Неужели не очевидно, что такое поведение не может восприниматься иначе, как демонстративный жест: мы плюем на закон и ваши обычаи и будем вести себя так, как нам хочется! К чему же затем обижаться на нарастающую неприязнь к представителям Кавказа со стороны местного населения?

В преддверии большого взрыва

И хочется обратить внимание еще на вот какой момент. И в случае с дагестанской, и в случае с азербайджанской свадьбой речь идет о вполне состоятельных и обеспеченных людях. Настолько обеспеченных, что торжества свои они могут проводить в роскошных ресторанах, а в свадебный кортеж собирать элитные машины.

Практически все участники гуляний являются гражданами России и ведут успешный бизнес, как правило, не в окрестностях Баку и не в Дербенте, а где-то в районе Садового кольца. То есть люди эти своим жизненным успехом во многом обязаны России и Москве.

Так скажите на милость, почему нужно плевать в колодец, из которого вы сами пьете?

Как-то, разговаривая с одним из выходцев с Кавказа, я услышал следующее: «Проблема русских заключается в их продажности. У вас можно купить кого угодно – чиновника, судью, женщину. Вас просто не за что уважать».

Мне кажется эта мысль, так откровенно высказанная моим собеседником, сидит в головах не только представителей этнической молодежи, но, увы, и в головах тех, кто постарше.

На ней строится неуважение к закону и местным жителям, которое и провоцирует подобные эксцессы.

Государственной власти, если она заинтересована в межнациональном мире, давно пора бы стукнуть кулаком по столу и объяснить представителям диаспор, что такое отношение недопустимо. Намекнуть, что в случае непонимания весь успешный и доходный бизнес, позволяющий закатывать подобные роскошные торжества, может завершиться.

Если же государство продолжит зажмуриваться, делая вид, что ничего не происходит, это неизбежно кончится таким межнациональным конфликтом, по сравнению с которым кровавая история погромов в некогда мирном Сумгаите покажется сущим пустяком.

 

Андрей Сидорчик, 

Редактор раздела «Общество» интернет-службы «AиФ»

 

 

 

Смотрите также: