Владимир Вишневский: «Стадо всегда в проигрыше»

«Пестрые Овцы»

Лев пестрых невзлюбил овец.

Их просто бы ему перевести не трудно;

Но это было бы неправосудно -

Он не на то в лесах носил венец,

Чтоб подданных душить, но им давать расправу; А видеть пеструю овцу терпенья нет!

Как сбыть их и сберечь свою на свете славу?

И вот к себе зовет

Медведя он с Лисою на совет -

И им за тайну открывает,

Что видя пеструю овцу, он всякий раз

Глазами целый день страдает

Я что придет ему совсем лишиться глаз,

И, как такой беде помочь, совсем не знает.

«Всесильный Лев! — сказал, насупяся, Медведь, -

На что тут много разговоров?

Вели без дальних сборов

Овец передушить. Кому о них жалеть?»

Лиса, увидевши, что Лев нахмурил брови, Смиренно говорит: «О царь! наш добрый царь!

Ты, верно, запретишь гнать эту бедну тварь -

И не прольешь невинной крови.

Осмелюсь я совет иной произнести:

Дай повеленье ты луга им отвести,

Где б был обильный корм для маток

Я где бы поскакать, побегать для ягняток; А так как в пастухах у нас здесь недостаток,

То прикажи овец волкам пасти.

Не знаю, как-то мне сдается,

Что род их сам собой переведется.

А между тем пускай блаженствуют оне;

И что б ни сделалось, ты будешь в стороне».

Лисицы мнение в совете силу взяло

И так удачно в ход пошло, что, наконец,

Не только пестрых там овец -

И гладких стало мало.

Какие ж у зверей пошли на это толки?

Что Лев бы и хорош, да все злодеи волки.

В. В. Басня наверняка отсуствует в школьной программе. Более того, ее как-то задвигают на периферию, на задворки крыловского оглавления. А зря. Сегодня... О как много в этой басне!.. Сколько актуальных мыслей и ассоциаций — хороший и плохой следователь, эффективное их взаимодействие, добрый царь и злые бояре, щедрое первое лицо — и чиновники-неисполнители. Рассказывают, кстати, что кое-где существует своя тайнопись: наличие-отсуствие закорючки или наклон начальственной подписи даже в визе «Прошу решить положительно...» содержит свой сигнал для исполнителей — решать на деле или спустить на тормозах... Но я прерву этот хит-парад ассоциаций одним вопросом : интересно к о м у поручат возглавить «Правое дело» в Москве?..

«Лебедь, рак и щука»

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

...

Однажды Лебедь, Рак, да Щука

Везти с поклажей воз взялись,

И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка:

Да Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав,- судить не нам;

Да только воз и ныне там.

В. В. Басня вечная, как матушка Россия. Я как спортивный, в частности, патриот очень хочу, чтобы она не обрела еще большей актуальности и от души и тела желаю дальнейших успехов и согласованности действий сочинским созидателям. Чтобы все состоялось и разразилось в срок, в 2014-ом. А там... и никакие допинг-скандалы нам уже не страшны.

Кстати, наиболее востребованная лично мной басня. Так что — переведу стрелки на себя, цитирую давнее:

«Как воз, и ныне там,-

Страна моя отдельная,

никак все не создам

шедевров поведения!..»

А однажды, в начале века, я зашифровал некое Имя так:

«Гордым клином летит, развязав себе руки,

Тот, кого не хватает и Раку, и Щуке...»

«Крестьянин в беде»

К Крестьянину на двор

Залез осенней ночью вор;

Забрался в клеть* и на просторе,

Обшаря стены все, и пол, и потолок,

Покрал бессовестно что мог:

И то сказать, какая совесть в воре!

Ну так что наш мужик, бедняк,

Богатым лег, а с голью встал такою,

Хоть по миру поди с сумою;

Не дай бог никому проснуться худо так!

Крестьянин тужит и горюет,

Родню сзывает и друзей,

Соседей всех и кумовей.

«Нельзя ли, — говорит, — помочь беде моей?»

Тут всякий с мужиком толкует,

И умный свой дает совет.

Кум Карпыч говорит: «Эх, свет!

Не надобно было тебе по миру славить,

Что столько ты богат».

Сват Климыч говорит: «Вперед, мой милый сват, Старайся клеть к избе гораздо ближе ставить».

«Эх, братцы, это всё не так, -

Сосед толкует Фока, -

Не то беда, что клеть далека,

Да надо на дворе лихих держать собак;

Возьми-ка у меня щенка любого

От Жучки: я бы рад соседа дорогого

От сердца наделить,

Чем их топить».

И словом, от родни и от друзей любезных

Советов тысячу надавано полезных,

Кто сколько мог,

А делом ни один бедняжке не помог.

На свете таково ж: коль в нужду попадешься!

Отведай сунуться к друзьям,

Начнут советовать и вкось тебе, и впрямь:

А чуть о помощи на деле заикнешься,

То лучший друг

И нем и глух.

В.В В России всегда хватало советчиков на пепелище и доброхотов на уровне благих слов... Да и само название басни звучит сегодня набатно. Еще одно очень сегодняшнее соображение. «Средь шумного бала», на раутах — сколько звучных визиток нам вручают! (Кстати,в 90-х про это написалось так: «И чем сомнительней контора, тем генеральнее директор...») А случись, не дай бог, что — хороших визиток(например, силовиков) полно,а людей нет...

Фортуна и Нищий

С истертою и ветхою сумой

Бедняжка-нищенький под оконьем таскался

И, жалуясь на жребий свой,

Нередко удивлялся,

Что люди, живучи в богатых теремах,

По горло в золоте, в довольстве и сластях,

Как их карманы ни набиты,

Еще не сыты!

В. В. Просто и в «тему», то есть в «здесь-и-сейчас». При нынешнем-то социальном расслоении да многочисленных примерах «ненасытности». Да и нищие есть профессиональные... Уйду в самоцитацию:

   
   

«Как мы корыстно нищим подаем,

Вымаливая — каждый о своем.

(Но при делах и моего масштаба...

самоубийство?..нет, задушит жаба)»

«Напраслина»

Как часто что-нибудь мы сделавши худого,

Кладем вину в том на другого,

И как нередко говорят:

«Когда б не он, и в ум бы мне не впало!»

А ежели людей не стало,

Так уж лукавый виноват,

Хоть тут его совсем и не бывало.

В.В. В России было и есть на кого пенять, причем, на зеркало — в последнюю очередь. Впору составить и тайно-кому надо- распространить свод нормативных инструкций:это, избави бог, не Евангелие, но — «От лукавого». А еще, по ассоциации, процитирую собственное: «КАК ЧАСТО ПОДСТАВЛЯЮТ НАС ЛЮБЯ!..»

«Осел» («Был у Крестьянина Осел...»)

Был у Крестьянина Осел.

И так себя, казалось, смирно вел,

Что мужику нельзя им было нахвалиться;

А чтобы он в лесу пропасть не мог -

На шею прицепил мужик ему звонок.

Надулся мой Осел: стал важничать, гордиться

(Про ордена, конечно, он слыхал),

И думает, теперь большой он барин стал;

Но вышел новый чин Ослу, бедняжке, соком (То может не одним Ослам служить уроком).

Сказать вам должно наперед:

В Осле не много чести было;

Но до звонка ему все счастливо сходило:

Зайдет ли в рожь, в овес иль в огород, -

Наестся д_о_сыта и выйдет тихомолком.

Теперь пошло иным все толком:

Куда ни сунется мой знатный господин,

Без умолку звенит на шее новый чин.

Глядят: хозяин, взяв дубину,

Гоняет то со ржи, то с гряд мою скотину; А там сосед, в овсе услыша звук звонка,

Ослу колом ворочает бока.

Ну, так что бедный наш вельможа

До осени зачах,

И кости у Осла остались лишь да кожа.

И у людей в чинах

С плутами та ж беда: пока чин мал и беден,

То плут не так еще приметен;

Но важный чин на плуте, как звонок:

Звук от него и громок и далек.

В. В. Так и хочется продолжить с помощью этого нашенского извечного «ЧУ!..» То не стон на Руси раздается — разнозвучно звенят звонки-колокольчики...А плуты при чинах безудержно пиарятся, консультируемые профессионалами, заполняя собой экраны... А потом, опять же «громкие» разоблачения- не факт, что всегда и неотвратимо...

«Слон и Моська»

По улицам Слона водили,

Как видно напоказ -

Известно, что Слоны в диковинку у нас -

Так за Слоном толпы зевак ходили.

Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.

Увидевши Слона, ну на него метаться,

И лаять, и визжать, и рваться,

Ну, так и лезет в драку с ним.

«Соседка, перестань срамиться,-

Ей шавка говорит,- тебе ль с Слоном возиться?

Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет

Вперед

И лаю твоего совсем не примечает».-

«Эх, эх! — ей Моська отвечает,-

Вот то-то мне и духу придает,

Что я, совсем без драки,

Могу попасть в большие забияки.

Пускай же говорят собаки:

«Ай, Моська! знать она сильна,

Что лает на Слона!»

В.В. ...Сегодня с особым сладострастием лают на слонов, утративших власть, выпавших из властных обойм и рейтингов, пинают еще не мертвого, но раненного льва.

Гнобят интеллигентов -например,ученых, которых легко обвинить хоть в шпионаже. Моськи всегда у нас в меньшей опасности.Им дают лаять и самопиариться. Эпоха Мосек в силе.

«Лев и Лисица»

Лиса, не видя сроду льва,

С ним встретясь, со страстей осталась чуть жива.

Вот, несколько спустя, опять ей Лев попался,

Но уж не так ей страшен показался.

А третий раз потом

Лиса и в разговор пустилася со Львом.

...

Иного так же мы боимся,

Поколь к нему не приглядимся.

В.В. А что, очень мудрая в своей простоте и современная басня. Почти практическое руководство. Кстати, ключ к пониманию многих неожиданных,временных, но эффективных союзов.

«Ларчик»

Случается нередко нам

И труд и мудрость видеть там,

Где стоит только догадаться

За дело просто взяться.

К кому-то принесли от мастера Ларец.

Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался; Ну, всякий Ларчиком прекрасным любовался.

Вот входит в комнату механики мудрец.

Взглянув на Ларчик, он сказал: «Ларец с секретом, Так; он и без замка; А я берусь открыть; да, да, уверен в этом; Не смейтесь так исподтишка!

Я отыщу секрет и Ларчик вам открою:

В механике и я чего-нибудь да стою».

Вот за Ларец принялся он:

Вертит его со всех сторон

И голову свою ломает;

То гвоздик, то другой, то скобку пожимает.

Тут, глядя на него, иной

Качает головой;

Те шепчутся, а те смеются меж собой.

В ушах лишь только отдается:

«Не тут, не так, не там!» Механик пуще рвется.

Потел, потел; но, наконец, устал,

От Ларчика отстал

И, как открыть его, никак не догадался:

А Ларчик просто открывался.

В. В. Басня сегодня с наивысшим, как ни странно, «антикоррупционным» подтекстом. Разные механики и лохи-ботаники потеют, да все никак не уразумеют, что любой ларчик открывается просто: дайте денег!

Денег -чиновнику, отсалютуйте материально инстанции... А в прейскурант вас посвятят сведущие люди.

Волк и Волчонок

Волчонка Волк, начав помалу приучать

Отцовским промыслом питаться,

Послал его опушкой прогуляться;

А между тем велел прилежней примечать,

Нельзя ль где счастья им отведать:

Хоть, захватя греха,

На счет бы пастуха

Позавтракать иль пообедать!

Приходит ученик домой

И говорит: «Пойдем скорей со мной!

Обед готов; ничто не может быть вернее:

Там под горой

Пасут овец, одна другой жирнее;

Любую стоит лишь унесть,

И съесть;

А стадо таково, что трудно перечесть».

«Постой-ка, — Волк сказал, — сперва мне ведать надо,

Каков пастух у стада?»

«Хоть говорят, что он

Не плох, заботлив и умен,

Однако стадо я обшел со всех сторон

И высмотрел собак: они совсем не жирны,

И плохи, кажется, и смирны».

«Меня так этот слух, -

Волк старый говорит, — не очень к стаду манит;

Коль подлинно не плох пастух,

Так он плохих собак держать не станет.

Тут тотчас попадешь в беду!

Пойдем-ка, я тебя на стадо наведу,

Где сбережем верней мы наши шкуры:

Хотя при стаде том и множество собак,

Да сам пастух дурак;

А где пастух дурак, там и собаки дуры».

В. В. Басня не нуждается в особых комментариях. Ибо прозрачно проецируется на любые российские времена. Можно только отметить, что воспитание подрастающего поколения у волков всегда было на высоте. Как и то, что стадо всегда в проигрыше...

Прочитать комментарии других знаменитостей к басням Крылова