Выяснены причины катастрофы «Боинга-737-500», произошедшей 14 сентября прошлого года в Перми. Лайнер разбился из-за технической неисправности и особенностей конструкции самолета, а также неправильных действий диспетчера и экипажа самолета. Кроме того, в результате экспертизы в мышечных тканях погибшего командира экипажа Родиона Медведева был обнаружен алкоголь. Правда, по сообщению экспертов, это не свидетельствует о том, что пилот был пьян.
Все члены экипажа проходили предполетный медицинский контроль: их давление и пульс были в норме, от летчиков не пахло спиртным. Наличие алкоголя в тканях может быть результатом приема спиртосодержащих лекарств или давнего приема алкоголя. Для того, чтобы однозначно сказать, был ли пьян человек, необходим определить концентрацию алкоголя в промилле в его теле. Однако вычислить содержание этилового спирта на единицу массы тела Медведева экспертам не удалось.
«Определить концентрацию алкоголя в промилле в теле Медведева и, соответственно, степень его опьянения не удалось. Сделать это можно было, выделив из останков кровь или мочу. Нам же пришлось работать только с биомассой, идентифицированной генетическим способом», - цитирует РИА Новости участников расследования со ссылкой на «Коммерсант».
Однако некоторые эксперты считают, что в свой последний полет Медведев все же отправился в каком-то «болезненном» состоянии. «Ты же сам видишь, что я не могу», - сказал командир экипажа, передавая штурвал своему напарнику, когда диспетчер в сложных метеоусловиях отправил самолет на второй круг и необходимо было, отключив автоматику, приступить к посадке по приборам.
Неадекватной была и команда руководителя полетов аэропорта Большое Савино Эрика Бикбова, который приказал экипажу совершить повторный заход, а также поменял ему посадочный курс.
«Для выполнения диспетчерской команды пилотам Boeing нужно было фактически задать автоматике машины новую посадочную программу, то есть вбить в память бортового компьютера географические координаты четырех новых контрольно-посадочных точек, а это 24 восьмизначных цифры. Делать это они за неимением времени не стали и «пошли в рукопашную» - стали сажать машину, перейдя на ручное управление и ориентируясь только на расположенные в кабине приборы», - рассказал участник расследования.
Условия посадки изменяются диспетчером, как правило, в экстренных случаях. В тот день диспетчер решил придержать в воздухе российский экипаж, чтобы предоставить полосу вылетающему Airbus компании Lufthansa, так как немецкий пилот решил, что ему необходимо взлететь против ветра. Таким образом диспетчер нарушил неписаные авиационные правила, по которым пилоты в воздухе имеют приоритет перед теми, кто еще находится на земле.
Кроме того, из-за отключенной автоматики пилоты были вынуждены вручную выставлять режим работы двигателей, один из которых развивал большую мощность. Другим фактором, из-за которого пилоты могли не сориентироваться в критической ситуации мог стать непривычный иностранный авиагоризонт. Авиагоризонт – это прибор, показывающий наклон самолета в продольной и поперечной плоскостях. Российские авиагоризонты показывают качающийся символ самолета на фоне неподвижного горизонта, в то время как иностранные показывают реальный вид из кабины - качающийся горизонт. В тот момент, когда у экипажа на принятие решения было только несколько секунд, непривычный прибор мог сбить с толку пилотов.
Самолет авиакомпании «Аэрофлот-Норд», выполнявший рейс из Москвы, разбился при повторном заходе на посадку рано утром в воскресенье, 14 сентября 2008 года. Все находившиеся на борту – 88 человек – погибли, среди них – семь детей, шесть членов экипажа и 21 иностранец. Трое взрослых и двое детей опоздали на этот рейс. Самолет упал в Индустриальном районе Перми и после падения сразу взорвался. На земле никто не пострадал, так как лайнер упал в пустынной местности. Обломки самолета были разбросаны на площади 10 тысяч квадратных метров. Изначально госкомиссия по расследованию причин катастрофы самолета рассматривала более 100 версий крушения.
Смотрите также:
- Даже борт №1. Почему во «Внукове» мог разбиться любой самолёт →
- «Приготовьтесь к удару!» Подлинная история «Чуда на Гудзоне» →
- Самолеты чуть не столкнулись в США →