- Ваши прогнозы развития интернета на 2009 год?
- Я думаю, что надо начинать с позиции, что отрасль Интернета принесла основные убытки в 2000 году, поэтому мы просто не успели войти в ситуацию, когда бизнес становится развратен - когда кредиты, кредиты. Если вспомните 2000-й, когда создавались проекты, по сравнению с этим, я думаю, никаких особых потрясений для Интернета не произойдет. При этом надо добавить, что сам Интернет стал настолько большим, что надо четко понимать, кто будет страдать. Например, как можно представить, что пострадает Яндекс? Трудно будет ресурсам, которые живут на медийную рекламу, потому что основные рекламодатели будут поджимать рекламные бюджеты, но не криминально. Я думаю, что отрасль Интернета пострадает гораздо меньше, чем все остальные отрасли.
- Если начнут сокращать затраты в офисах, уменьшат расходы на доступ в интернет - количество пользователей в Рунете станет ощутимо меньше? Или, наоборот, в условиях кризиса, число людей, пользующихся интернетом, может возрасти?
- Думаю, что Интернет сейчас стал необходимым элементом существования большого числа людей. Не будет такого кризиса, как в 98-м году, когда мы просто сидели без денег. Будут сокращения штатов, но сказать, что люди будут голодать, неправильно. Затраты на Интернет в мегаполисах, а именно они формируют трафик, в Москве 20 долларов в месяц за полный безлимит. Это не скажется на трафике. Посещаемость социальных сетей даже подрастет. Нет оснований для падений. Даже если человек будет меньше работать, будет больше времени в Интернете проводить, искать работу.
- Считаете ли вы дискриминацией, если на работе закрыт выход на сайты «Одноклассники» и «Вконтакте»?
- У меня в компании никаких ограничений нет, потому что это наша работа. Я не возражаю, что у сотрудников на рабочих местах аська. Это больше вопрос уверенности руководства в том, чем сотрудники занимаются в рабочее время. Я уверен, что мои сотрудники работают. А если они не работают - зачем мне вообще такие работники? Это все-таки больше политика компании. Знаю, что в крупных компаниях, в банках закрывают практически весь Интернет.
- Как будут развиваться социальные сети?
- В дальнейшем социальные сети пойдут по пути специализации. Будут запускаются сети очень узкоориентированные. Кто-то делает сети для менеджеров, кто-то - для домохозяек и так далее. Сами сети будут расти. Ничего, кроме роста, их не ожидает, будут создаваться новые. Было время, когда каждый год запускались 5-6 новых поисковиков. Социальные сети сейчас точно так же. Почти каждый месяц говорят о создании новой сети. Я думаю, что вопрос другой - могут ли быть успешными другие сети. Думаю, что будут успешными сети по профессиональному признаку.
- Как отражается кризис на вашей деятельности в интернете?
- Сейчас деловое сообщество разделилось на тех, кто пережил 98-й год, и тех, кто нет. В 2000-м был кризис интернета. Я езжу очень много по регионам, потому что есть идеи купить базу отдыха, вижу, насколько ситуация там нехороша. Думаю, что в Москве компании, которые испытывают трудности, - это проблемы хозяев компании. Кто видел, как нефть стоила 8 долларов, строит стратегию, исходя из этого. Возможно, в феврале-марте будет падение рекламных выручек, но не критично. На компании это не скажется.
- Что будет с рекламой в интернете? Она уменьшится или увеличится?
- Была смешная история году в 95-м, когда в «Коммерсанте» я прочитал универсальный прогноз: завтра курс доллара упадет, поднимется или останется посерединке, на все есть основания. Можно точно утверждать, что ситуация анекдотична - могу привести доводы к тому, что рекламная выручка будет падать, с другой стороны, судя по рекламодателям, падения быть не должно. Интернет рос достаточно хорошо, и предположить, что кризис будет заключаться в том, что мы не вырастем, странно. Крупные рекламодатели, отказываясь от прессы, от рекламы... Стоимость контакта в Интернете дешевле, чем на телевидении или на бумаге. Есть предположение, что мы получим и рост рекламных доходов. Может получиться так, что ресурсы, которые давно на рынке стоят, получат плюс по рекламным бюджетам, а стоимость труда начала снижаться. То есть крупные проекты могут получить кризисный профит. Это аморально, когда страна в кризисе, но Интернет особенно никогда не баловался деньгами, и мы находимся в хорошей позиции. А что будет на самом деле? Посмотрим.
- Много вопросов по поводу порно в интернете.
- Эта проблема была бы справедливой лет 5 назад. Сейчас можем зайти на любой крупный ресурс и не найдем там порнорекламы. Надо определиться с терминами. У нас в основном реклама - пиво, казино, автомобили. Я не специалист, надо поговорить с хостерами, но думаю, что в тот же день, когда размещают порносайт, его закрывают. Есть проблема, что в американской зоне влияния порнография не является незаконной. В нашем легальном российском Интернете рекламы порнографии просто нет. Зайдите в любой каталог по ресурсам, нигде нет ничего. Вопрос в том, что Интернет - не только Россия, и Россия - не закрытая страна. Если завтра Интернет будет замкнут только у нас, никакой порнографии не будет. Порно размещено за рубежом, рекламируется на зарубежных сайтах, и тут главный вопрос - можно ли искоренить преступность вообще. Сейчас есть адекватная саморегуляция. Лет шесть назад у хостеров не было ни правовых прецедентов, ни практики, а сейчас эти вопросы очень быстро решаются.
- В интернете висят баннеры с рекламой порносайтов. При нажатии кнопки «закрыть» открывается сайт, а баннер не убирается. Планируется ли борьба с этим или нет?
- Это вопрос технологии рекламы. Есть термин порнотехнологии - всплывающие окна, когда мы кликаем, а баннер не закрывается. Придумали это все действительно порнотехнологи, потом в связи с высокой эффективностью пришло в нормальный Интернет. Думаю, что это просто неуемная жадность владельцев сайта, и рано или поздно этот ресурс останется без клиентов и тихо мирно закроется. А на нормальных сайтах медийная реклама размещается спокойно, сайтам достаточно заходов от такого вида рекламы.
- Почему в столицах и dsl, оптоволокно и wi-max и 3g, при чем доступные цены и скорости, а в селах пара телеканалов и gprs за 9 рублей мегабайт? Долго это будет продолжаться?
- Ответ простой: деньги. В Москве население 10 миллионов и концентрация домов так высока, что очень выгодно в каждый дом проложить одно оптоволокно на дом или поставить антенну одну на дом. Довести последнюю милю до каждого жителя села стоит колоссальных денег. Жаль, что Россия не Тайвань. Насколько я знаю от партнеров, весь Тайвань покрыт сетями wi-fi, wi-max, государство спонсирует бесплатный Интернет. Если мы сейчас поставим этот вопрос у нас, боюсь, что затраты на это перекроют наш бюджет. Думаю, что это нереально. Гораздо проще подождать, пока не разовьются беспроводные технологии. У нас пока нет таких примеров, но в Америке есть целые города, которые покрыты просто беспроводными сетями. Основная проблема - то, что последний километр до клиента безумно дорогой. Я не думаю, что что-то будет дешеветь в регионах, может быть, и дорожать начнет, потому что инвестиционных денег все меньше и меньше, и только граждане могут оплатить свой доступ в Интернет.
- Переход телевидения в цифровой формат сделает доступным качественный интернет-доступ по всей России? И какая технология будет применена?
- Ничего не могу сказать по телевидению. Мне кажется, что когда в телефоне будет телевидение - я подключил сегодня наконец wi-max и радовался, когда смотрел телеканал «Вести», - не покупая телевизор, получать хороший сигнал. Я так понимаю, всем надо будет менять телевизоры, а может, и не надо. Думаю, что Интернет придет в каждый телефон, а что будет с телевидением - проблема властителей Останкинской телебашни. Единственное, пока не везде можно поймать телевидение.
- Что нового задумываете в Liveinternet? И почему такое название?
- Когда-то Liveinternet назывался RAX. Потом все стали спрашивать, почему я назвал Liveinternet RAX, это просто шуточка для внутреннего употребления. Мне некоторое время было сложно, потому что меня все время спрашивали об этом. Скоро RAX вернется как сервис статистики, а Liveinternet останется как сервис блогов. Сервис блогов развивается успешно. Последний год мы занимаемся тем, что пытаемся разработать систему рекламы, которая была бы полезна для сообществ, для социальных сетей, потому что есть проблема продажи и технологии продаж на ресурсах с непрофессиональной аудиторией. Любой клиент может технологично купить себе немного рекламы на Яндексе. Отсутствие таргетинга не позволяет получить доступ к маленьким рекламодателям в социальных сетях. Мы планируем запустить движок, которые будет предлагать не какой-то баннер, а посетителей, чтобы рекламодатель объяснял свою целевую аудиторию, и именно им будет показывать рекламу система.
- Вопрос о сервисе статистики Liveinternet. Чего здесь ожидать?
- Мы решили попробовать оценить аудиторию качественно. То есть определить, сколько люди зарабатывают. Ведь логично, что на сайты деловых изданий должны ходить более платежеспособные люди. Мы решили понять и сделать отчет о том, какая аудитория там. Это важно для рекламодателя. Базовый подход, который мы применяем, строится на спорном утверждении, что по поведению человека можно судить о его возрасте и привычках. Существуют группы запросов, которые позволяют делать выводы о том, какой возраст у человека, заработок, пол. Понятно, что мы обращались к представителям научного сообщества, есть рецензии на наш продукт, но публично объяснять алгоритм мы пока не будем.
- Как вы планируете встречать Новый год?
- Новый год буду встречать стереотипно. Как советский человек. В семье. Пытался один раз себя заставить пойти в ресторан на мероприятие, но потом понял, что это совсем не мое, проще сесть вечерком, выслушать президента, выпить шампанского, съесть мандарины и салат оливье. Никаких Джомолунгм.
- Что вы пожелаете посетителям сайта AIF.RU и всем пользователям Интернета ?
- Следующий год, наверное, будет не самым веселым. Кто-то останется без работы, без привычного дохода. Если помните 98-й год, должны относиться к этому спокойно. Если не помните, не переживайте. Главное - не совершать резких движений и спокойствие. Обязательно будет весна, солнышко, птички будут петь. Мой опыт показывает, что по весне вся истерия конца года куда-то девается. Поэтому желаю всем удачного следующего года и помнить о том, что, как правило те, кто хорошо и много работают, и хорошо зарабатывают. Никто за нас ничего не сделает, но если мы будем работать, у нас все будет.
Смотрите также:
- Владимир Долгов: «Google никогда не знает, о чем мы спросим, мы никогда не знаем, что он ответит» →
- Аркадий Морейнис о сервисе Price.ru: «Это был конвейер по достижению целей» →
- Откуда на сайтах берутся посетители? →