- Какими качествами, характеристиками должен обладать будущий Патриарх?
- Как сказано в уставе, кандидатом может стать архиерей Православной Церкви, ему должно быть не меньше 40 лет. Он должен иметь добрые свидетельства от внешних сил, с которыми Церковь взаимодействует, обладать высшим богословским образованием, быть приверженным каноническому порядку. Должен иметь достаточный опыт управления епархией. У нас есть более 100 архиереев, которые отвечают этим критериям, из них и будет сделан выбор через волю Церкви и действие Духа Святого.
- Хотелось бы узнать, каким путем происходит выдвижение кандидатов. Желающие сами выдвигают свои кандидатуры или кандидатуры выдвигаются другими участниками собора?
- Процедура избрания Патриарха будет определяться Архиерейским Собором 25-26 января следующего года, а затем утверждаться Поместным Собором, который откроется 27 января. Вот тогда будет ясно, как будут выдвигаться кандидаты. Не думаю, что кто-то выдвинет себя сам, но участники Соборов получат возможность выдвигать кандидатуры. Очень скоро Церковь изберет своего нового Патриарха. Я считаю безнравственным обсуждать сейчас, когда чтится память недавно скончавшегося Патриарха Алексия, те или иные кандидатуры и пытаться вносить в Церковь чуждый ей дух светских избирательных кампаний. Для Церкви важно сохранить мир и братолюбие в период междупатриаршества.
Сейчас некоторые светские группы влияния и СМИ пытаются намеренно спекулировать на сплетнях и слухах относительно кандидатов на Патриарший Престол, провокационно и в разделяющем духе ставят вопросы о том, кто станет будущим патриархом. И, к сожалению, ярким примером этого является заголовок, который был придуман Интернет-редакцией для этой конференции (заголовок конференции поначалу звучал, как «Кто будет следующим Патриархом?» - Прим. ред.). Я с уважением отношусь к «АиФ», но считаю постыдным выдержанный в духе желтой прессы этот заголовок - «Кто возглавит РПЦ?». Протестую против него всей своей душой. Считаю, что это пример того, как не нужно относиться к избранию Патриарха, и надеюсь, что другие СМИ не будут повторять этот отрицательный пример.
Для церковных же людей сегодня очень важно не дать увлечь себя слухами и сплетнями, которые обсуждаются в некоторых кругах, и любой ценой поддерживать добрые отношения друг с другом. Так, кстати, и происходит. Я вижу, что сейчас люди, в том числе те, кого в прессе упоминают в качестве кандидатов, стараются поддерживать друг с другом особенно добрые отношения, стараются друг друга не обидеть, не подтолкнуть к разделяющим действиям, поддерживают друг друга. Это еще раз вселяет уверенность в том, что Церковь в духе мира и православной нравственности сможет избрать того Патриарха, которого благоволит избрать Бог.
- Каким-то образом будет ли учитываться мнение зарубежной православной церкви в выборе?
- Она будет представлена и на Поместном Соборе, и на Архиерейском Соборе. Так что ее мнение вполне будет учитываться.
- Многие отмечают небывалый подъем церкви за годы патриаршества Алексия Второго, возникла ли идея его канонизации в чине святителя? Если да, то когда это может произойти, ведь известно, что церковная традиция предполагает определенный промежуток времени, между смертью человека и его канонизацией?
- Святейший Патриарх Алексий был уникальным человеком, он навсегда вошел в историю Церкви как символ и деятель церковного возрождения, небывалого в истории. Нигде и никогда не открывалось столько храмов и монастырей за такое короткое время. Нигде народ, утративший веру, не возрождался духовно столь явственно. Православные люди всегда будут чтить память Святейшего Патриарха Алексия. Многие убеждены, как и я убежден, что сейчас он уже молится на нас у Престола Божия. В то же время Церковь выдерживает определенный исторический период до обсуждения вопроса о причислении человека к лику святых. Как правило, этот срок составляет 50 лет. Думаю, что это разумный срок. Плоды трудов каждого из нас проявляются подчас не сразу - иногда даже через несколько поколений. Именно поэтому Господь произносит окончательный суд о человеке не сразу после кончины, а после общего воскресения всех мертвых. Вот почему и Церковь проявляет определенную выдержку в вопросе о канонизации.
- Отец Всеволод, что будет с имуществом Святейшего Патриарха Алексия, в том числе домашними животными, книгами, дневниками, облачениями, самой резиденцией в Переделкине? Когда и кем решится судьба его наследия?
- Создана комиссия по приему имущества. Ее возглавил архиепископ Евлогий. Пока все кабинеты опечатаны. И вот уже при следующем Патриархе судьба имущества будет определяться. Церковное имущество принадлежит церкви, личное имущество может быть передано по закону родственникам, но его очень немного. Как и все монашествующие, Святейший Патриарх в основном пользовался имуществом, принадлежащим Церкви.
- Имеет ли значение национальность для священнослужителя?
- Есть в нашей Церкви люди самых разных национальностей. Вселенское Православие вбирает в себя многие народы, и наша Церковь, Русская, тоже многонациональна. Кстати, слово "Русская" в ее названии относится не к этнониму «русский», а к понятию "Русь", объединяющему разные народы. Это историческое понятие. В нашей Церкви есть славяне и не славяне, русские, украинцы, белорусы, молдаване, гагаузы, крещеные татары, японцы. Так что, конечно, в Церкви есть и должны быть люди разных национальностей, но их единство во Христе несоизмеримо выше и значимее национальных чувств. Наш Святейший Патриарх происходит из рода, имеющего немецкие корни, но живущего в России много столетий. Его семья приехала в Эстонию из Санкт-Петербурга. Так что я не понимаю вообще, почему некоторые люди обвиняют его в нерусскости. Это был русский человек по своему мироощущению и по своим корням.
- Как Вы думаете, не будет ли закономерным продолжением взятого церковью просветительского курса, курса активного взаимодействия церкви с государством и нерелигиозными организациями, избрание Патриархом именно руководителя Отдела внешних церковных связей? И как Вы думаете, какую роль в православной церкви, какую миссию должен нести Отдел внешних церковных связей?
- Патриарха Господь изберет. Противно духу Церкви, ее природе пытаться вести вокруг нее предвыборные кампании. Господь знает имя нового Патриарха уже сейчас, ведь Он находится над временем. Конечно, избрание всегда совершается Церковью, людьми, которые ее составляют, но ими руководит Дух Святой. Поэтому в Божием ведении уже есть это решение, но каким будет - сегодня мы не знаем, предсказывать его довольно безнравственно, особенно когда еще так жива память о почившем Патриархе.
Конечно, нужно продолжать делать все, что делал Святейший Патриарх Алексий. Он никогда не останавливал тех, кто хотел делать благое дело и просил на это благословения. Он иногда не соглашался с некоторыми методами, старался очень интеллигентно и мудро подправлять различные действия, но он никогда не говорил «нет» людям, которые делали Божие дело. Это могли быть церковно-общественные инициативы и культурное творчество, издательские и научные проекты. Все их Святейший Патриарх благословлял и поддерживал, понимая, что в Церкви есть место для разных людей. Все, что делается сейчас, важно. Важно строительство храмов, ведь в крупных городах их меньше, чем нужно. Нужно развитие общественной миссии Церкви, православной культуры, нужно развитие богословской мысли.
Думается, что особенно важно развивать духовное просвещение, церковное учительство, назидание человеческих душ. Делать это мы должны всегда - не только священники, но и православные миряне, доступным нам способом. Такая миссия, которая смогла бы каждого желающего сделать настоящим православным христианином, сегодня очень нужна. Конечно, Церковь будет ее развивать. И в этой миссии Отдел внешних церковных связей активно участвует, одновременно поддерживая отношения нашей Церкви с другими Православными Церквами и с внешним для нее миром - светским, инославным, иноверным.
- Как вы считаете, что должна делать православная церковь, чтобы стать ближе и понятней для своих прихожан. Может ли и должна ли церковь что-то делать для того, чтобы вести православное просвещение при храмах?
- Когда говорят, что религиозное образование нужно ввести в воскресных школах, эти люди лукавят, поскольку у Церкви были отняты десятки тысяч школьных зданий, и сейчас воскресные школы - обычно 2-3 комнатки, и, естественно, туда могут войти 20-30 детей, и то они будут сидеть на головах друг у друга. Отсутствие технических возможностей сильно сковывает. Поэтому и говорим, что нужно больше заниматься просвещением людей через СМИ, через разные высокотехнологичные формы обучения и через то, что в светских школах государственных была возможность по добровольному выбору учеников и их родителей изучать основы той религии, к которой принадлежит конкретная семья.
- Наш читатель считает своим духовником митрополита Смоленского и Калининградского Кирила, так как именно его книга «Слово пастыря», его выступления по телевидению привели меня в православную веру. Можно ли считать Кирилла его своим духовником или правильней найти духовника, с которым бы была возможность обсуждать все вопросы в вере и который мог бы наставить в конкретной ситуации?
- Все-таки духовник - человек, с которым общаешься лично. Прежде всего это предполагает личную исповедь и получение прямого пасторского совета. Заочного духовничества в нашей Церкви не принято. Можно читать книги, но я бы посоветовал вам найти священника, приходского или монастырского, которому вы могли бы регулярно исповедоваться и могли бы регулярно задавать вопросы, которые касаются разных сторон вашей жизни.
- Всеволод Анатольевич расскажите, как Вы пришли к вере?
- Чуда не было. Я пришел в храм практически случайно и понял, что там и останусь. Я знал религию только из школьных учебников, где были крупицы веры. Эти тексты, образы, достаточно любопытные, дали мне первые знания о вере, о христианстве. После этого почти случайно пришел в храм и понял, что там останусь и через несколько дней активно вошел в церковную жизнь. Через несколько месяцев я крестился. Мне было 13 лет.
- В ряде духовных семинарий проводят платное обучение. Считаете ли Вы это допустимым, и не противоречит ли это заветам Христа?
- Я сейчас достаточно далеко оторвался от мира духовных школ, с тех пор мало знаю, что происходит в духовных школах. Может быть, где-то есть платное обучение, но в большинстве образование остается бесплатным, выплачивается стипендия, дается одежда, дается питание. Возможно, иногда просят сделать какой-то вклад, но если у студента нет возможности, его не выгонят. Есть более светские по своей структуре духовные вузы, университеты и институты, которые предлагают богословские знания вместе со светскими знаниями. Если же это церковное заведение, как правило, существует норма, что образование является бесплатным. И отсутствие средств не может быть основанием для отчисления.
- Почему церковь не эволюционирует вместе в человечеством? Не пора ли перейти на русский язык?
- Такую идею предлагают сейчас, но я думаю, что уроком для нас должен быть опыт католической церкви, где точно так же многие призывали к тому, чтобы максимально упростить богослужение, сделать храмы комфортными, превратить их в нечто подобное клубам и ресторанам, где люди расслабляются, и все это обосновывалось разговорами о том, что в такие храмы люди будут охотнее ходить. Но из таких храмов люди уходили. Если превращать богослужение в расслабление, а храмы - в клубы для комфорта, они не будут исполнять своего предназначения. Люди приходят, чтобы духовно расти, меняться, перекраивать свою жизнь, отказываться от греховных привычек. Поэтому храм - всегда место покаяния, углубленной молитвы, где нужно делать над собой усилие. Именно поэтому попытка облегчить богослужение принципиально ошибочно. И все, кто это реализовывал, скоро сталкивались с тем, что люди из таких общин уходили. Вполне возможны определенные исправления текстов, некоторые из них могут делаться со временем более понятными, это делалось уже и до революции. Не думаю, что нашей Церкви нужно отказываться от церковнославянского языка, хотя определенные исправления могут иметь место. Выучить язык не так сложно, понимать смысл основных слов может быть достаточно легко. Самое главное, что Церковь должна оставаться местом, которое требует душевного и интеллектуального труда. Без этого она утратит не только важную часть предназначения, но и свою привлекательность.
Смотрите также:
- Владимир Легойда: «Церковь не сращивается с государством, а отстаивает свои права» →
- Владимир Легойда: «Антиклерикальная волна спала, и это хороший итог года» →
- Митрополит Болгарской церкви: «Россия становится сильнее» →