Петровский дворец и парк
ВОТ как комментировали свою фантазию авторы открытки: «Аллеи расширены до неузнаваемости. Древний Петровский дворец реставрирован, и в нём сосредоточен Музей Петровской эпохи. Лишённый микробов и пыли, совершенно чистый воздух…»
Петровский дворец действительно отреставрировали. Но вот вместо музея царя-плотника там расположится Дом приёмов московского правительства. В парке аллеи шире не стали, ну а говорить о «совершенно чистом воздухе» в непосредственной близости от Ленинградского шоссе вообще смешно.
Ресторан «Яръ»
МНЕНИЕ наших предков было таким: «Уголок веселящейся Москвы. Древний «Яръ» по-прежнему служит местом широкого веселья москвичей. Для удобства и приятности сообщения Санкт-Петербургское шоссе расширено и целиком превращено в кристально ледяное зеркало». Ресторан, пусть и неполно возрождённый, находится по тому же адресу.
Если захочется по старому московскому обычаю скрасить тоску цыганщиной, то - вуаля, в том же здании находится театр «Ромэн». Переименованное шоссе и впрямь расширено, однако в хороший снегопад превращается не в «кристально ледяное зеркало», а в грязную и скользкую размазню.
Театральная площадь
«СУЩЕСТВОВАВШИЙ ещё в 1846 г. Торговый дом Мюра и Мерилиза в настоящее время разросся до баснословных размеров, причём главные отделы его соединены с воздушными железными дорогами. Из-под мостовой вылезают многочисленные моторы». Отличная иллюстрация в назидание скулящим потомкам, противникам сноса ветхих ненужных зданий и замены их современными торговыми центрами.
Приглядитесь повнимательнее: что на открытке доминирует в архитектурном ансамбле? Конечно «Мюр и Мерилиз». Так что нынешние градостроители обошлись с Театральной площадью ещё по-божески. Во всяком случае, Малый театр в пользу ЦУМа не снесли, а подземные гаражи, откуда «вылезают моторы», размещены в других местах столицы.
Красная площадь
ПРАДЕДЫ с историческими ценностями не церемонились: «Звон трамваев, рожки велосипедов, сирены автомобилей, треск моторов, крики публики. Минин и Пожарский. В центре - полицейский с саблей. Робкие пешеходы спасаются на Лобном месте». Взгляните - часть Кремлёвской стены по замыслу фантаста снесена, а на месте нынешнего Мавзолея - Центральный метровокзал. Видимо, художник знал о проекте инженера Балинского построить нечто вроде подвесного метро-монорельса, причём проходящего именно по Красной площади.
Нам жаловаться нечего - Кремль стоит в относительной целости и сохранности, главная площадь страны принимает технику не чаще двух раз в год, и то во время парадов. Единственное, что сбылось по-настоящему, так это сумятица и бестолковщина на дорогах. Ну и то, что «полицейский с саблей», вернее наши гаишники, справляется с регулировкой движения из рук вон плохо.
Эдуарда КУДРЯВИЦКОГО, Алексея ВИТВИЦКОГО
Смотрите также:
- Варварка - площадь, разделенная надвое →
- Новый Арбат - вставная челюсть ЮНЕСКО →
- Виктор Коклюшкин: Под небом голубым →