Любовь с первого взгляда возможна?

   
   

Эти вопросы мы задали Михаилу Страхову, психоаналитику, члену всемирной психоаналитической ассоциации.

Помните сцену из фильма «Крестный отец»? Майкл впервые видит свою будущую жену в горах Сицилии. Как герой Аль Пачино смотрит на незнакомую девушку, которая возвращается с подружками под полуденным солнцем в деревню? Он с ней и словом не перемолвился. Но когда ее отец-трактирщик на вопрос, как зовут эту девушку, ответил: «Забудь», Майкл тут же попросил у трактирщика руку его дочери.

Чем поразила Майкла эта прелестная дикарка, горная козочка? Красотой? А может быть, он за эти секунды разглядел ее душу? Проницательно увидел характер? Принадлежность к своему кругу? Или решил, что она похожа на него самого?

Неосознанный выбор

Психоаналитики, которые зачастую знают о наших подсознательных желаниях (они бы сказали «бессознательных», но мы будем говорить не как правильнее, а как привычнее), предпочтениях и страстях больше нас самих, говорят, что с первого взгляда мы влюбляемся не в реального живого человека, стоящего в тот момент перед нами, а в образ человека нашей любви, который уже сложился и существует у нас в голове. Стоит реальному человеку в чем-то совпасть с этим образом – и вспыхивает любовь, мы готовы боготворить, добиваться внимания и страдать, если объект нашего обожания недостижим. При этом образ, рожденный нашим подсознанием, как вуаль, закрывает от нас реального человека. Мы не знаем объекта нашей любви, боимся узнать и не хотим этих знаний, потому что этот человек может оказаться совсем не таким, каким мы его выдумали и представляем. Он даже точно не такой. Об этом много писали классики литературы в XIX веке: мужчина до беспамятства влюбляется в падшую женщину. Вспомните князя Мышкина из романа Достоевского «Идиот».

Влюбляться с первого взгляда свойственно людям молодым. Часто это еще и первая любовь, «чистая», любовь-поклонение, без примеси сексуальности. Так девчонки-фанатки влюбляются в кинозвезд, которых легко и приятно любить именно потому, что они далеко. А что делать с этим кумиром, абсолютом, совершенством, если приблизиться к нему? Непонятно. Такая любовь не может иметь продолжения.

Образ рисует мама

Как этот образ совершенства возникает у нас в голове? Психоаналитики считают, что у мальчиков он похож на образ мамы, у девочек – папы. И мы, наслышанные о теориях Фрейда, ничуть этому не удивляемся. Другое дело, что воспринимаем это объяснение слишком буквально. Что значит, образ человека, которого мы готовы, едва увидев, страстно полюбить, «похож на маму»? Внешне, что ли? Сотни, тысячи мужчин тут сразу скажут: «И совсем та прекрасная девушка не была похожа на мою маму». Была похожа! Только в самом непредсказуемом. Она могла быть похожа тембром голоса, интонациями, или пластикой движений, или страстностью матери, или обладала ее несбывшимися мечтами: состоялась в том, чего мать хотела достичь, но не смогла… Однако разложить по полочкам все эти детали и объяснить себе, что это был за штрих, за крючок, который заставил тебя остановить взгляд именно на этой девушке, твоей избраннице (или именно на этом избраннике), практически невозможно именно потому, что это выбор без участия сознания, свободный от анализа, синтеза и прочих логических шагов.

   
   

Итак, этот образ идеальной любви рождается из любви мальчика к маме, девочки к папе. Но горе тому мужчине, который в других женщинах видит только маму. В своей любимой он найдет лишь одну частичку мамы, а при поиске остальных черт его ждет разочарование. За образом, как за вуалью, как за ширмой, – другая женщина.

Кто под вуалью?

Любовь с первого взгляда как первый опыт, как мираж юности обычно остается в прошлом. И слава богу! Чаще всего эта любовь бесплодна, она не дает жизнь долгим отношениям, возможности шаг за шагом, день за днем открывать все новые и новые грани в человеке, который тебе нравится, познавать именно его, а не любоваться дымкой, сотканной из черт мамы или папы.

Девчонки перерастают свою влюбленность в звезд, погибают Ромео и Джульетта – символы абсолютной любви, нет будущего у любви князя Мышкина к Настасье Филипповне… И бедную горную козочку, сицилийскую любовь Майкла из фильма «Крестный отец», авторам пришлось так неправдоподобно убрать из его жизни. Потому что дальнейшая жизнь Майкла с ней в Америке была бы еще неправдоподобнее.

Дон Жуан, который влюбляется то в одну, то в другую женщину с первого взгляда, в этот момент готов жизнь положить, чтобы добиться обладания возлюбленной. Но, добившись благосклонности дамы, сразу теряет к ней интерес, ведь за вуалью прячется не желанный образ, не абсолют, а незнакомая женщина, понять тело и душу которой он не хочет, потому что она ему не нужна. И опять погоня за миражом, и опять разочарование…

Единственный случай, когда любовь с первого взгляда может кончиться хорошо – хеппи-энд в житейском понимании, – это если такая любовь станет только первым толчком для знакомства, поводом, чтобы подойти к человеку, заговорить. А дальше вуаль с божества придется снять и найти в себе мужество увидеть того, кто скрывался под ней. И принять его, и, может быть, полюбить.

Кстати

Психоаналитики утверждают, что чем больше мы любим человека, тем сложнее нам удовлетворить с ним наши сексуальные желания. Однако любовь обречена на неудачу, если желание в ней не участвует.

Смотрите также: