В деле о трагедии на АПЛ «Нерпа», в результате которой погибли 20 человек, появился первый и, вероятно, единственный обвиняемый. Сегодня Военное следственное управление по Тихоокеанскому флоту предъявило обвинение матросу-контрактнику Дмитрию Гробову. По версии следователей, он из любопытства нажимал разные кнопки и нечаянно включил систему ЛОХ (лодочная объемная химическая защита), в результате чего в отсеки стал поступать фреон. Злого умысла в действиях матроса не обнаружено.
Начальник Следственного комитета при прокуратуре (СКП) Александр Бастрыкин сообщил сегодня, что обвинение Гробову предъявлено по ч. 3 ст. 109 (причинение смерти по неосторожности двум или более лицам). Эта статья, уточнил он, предусматривает наказание до пяти лет лишения свободы. В настоящее время в отношении матроса назначена судебно-психиатрическая и психологическая экспертизы. Матрос пройдет их а психиатрической больнице Уссурийска, процедура займет около месяца.
- Версия о любопытном матросе - одна из возможных, никакой предвзятости в отношении матроса у следователей нет, рассматривается множество версий, в том числе и касающиеся технического сбоя. Для нас главное установить истину, - подчеркнул Бастрыкин.
Как сообщалось ранее, следствие предполагает, что виновником трагедии стал матрос-контрактник Дмитрий Гробов. По данным следствия, матрос неверно откалибровал датчик температуры воздуха во втором отсеке АПЛ. Вследствие несанкционированных манипуляций с локальным пунктом управления в один момент температура, которую показывал датчик, резко возросла, из-за чего включилась система пожаротушения. Гробов был задержан 13 ноября.
Однако сослуживцы Гробова предполагают, что матрос просто ошибся, выполняя приказ командиров, а те его не проверили. Сослуживцы говорят, что он опытный матрос со стажем – служит по контракту с 2003 года, поэтому не мог производить какие-то манипуляции с аппаратурой, не осознавая их последствий, а показания следствию им даны под давлением.
В конце прошлой недели была озвучена иная версия трагедии. Она могла случиться из-за недостаточно отлаженной новой системы управления подлодкой «Молибден», считает один из членов сдаточной команды субмарины, инженер-механик Амурского судостроительного завода Сергей Стольников.
- На «Нерпе» испытывается новый образец «Молибдена» (пульт общекорабельных систем, - ИФ-АВН), индийский вариант. Это – «сырая» система, которая и раньше допускала сбои. Причина, возможно, заключается в том, что ее основной разработчик летом умер, и система три месяца стояла заброшенной. Только перед испытаниями ее вроде бы наладили, - считает инженер. По его мнению, система лодочной объемной химической защиты (ЛОХ) запустилась из-за сбоя в «Молибдене».
Тем временем, более шестидесяти моряков Тихоокеанского флота (ТОФ) будут представлены к государственным наградам за участие в спасательной операции после трагедии на АПЛ «Нерпа», унесшей жизни двадцати человек, сообщили в понедельник в Минобороны РФ.
Ранее сообщалось, что первым на помощь пришел экипаж большого противолодочного корабля (БПК) «Адмирал Трибуц» под командованием капитана 2 ранга Сергея Собокаря, сопровождавшего АПЛ во время ходовых испытаний. Когда на корабль поступил сигнал аварийной тревоги, управление операцией принял на себя начальник штаба соединения капитан 2 ранга Иван Ковалев. На АПЛ с БПК была оперативно отправлена аварийно-спасательная партия, в составе которой находился военный медик старший прапорщик Александр Гончаров.
- Именно ему, в первые часы спасательной операции обязаны жизнью около десяти человек, поднятых на палубу субмарины, - говорится в сообщении министерства.
Через час к спасению подводников подключились спасательное судно со специальным оборудованием «Саяны» и буксир СБ-522. К этому времени на борту «Адмирала Трибуца» оказалось более двадцати членов экипажа «Нерпы», которых доставили на БПК быстроходным катером после оказания первой помощи. Особо тяжелых пострадавших на берег доставляли и спасательные вертолеты ВВС и ПВО ТОФ.
Справка:
Атомная подводная лодка «Нерпа» (К-152, проект 971, класс «Щука-Б»), которая относится к подлодкам третьего поколения, была заложена на заводе в 1991 году. Водоизмещение субмарины составляет 8140/12770 тонн, максимальная скорость - 30 узлов, максимальная глубина погружения - 600 метров, автономность - 100 суток, экипаж - 73 человека, вооружение - 4 торпедных аппарата 533 миллиметров, 4 торпедных аппарата 650 миллиметров. Амурский судостроительный завод начал работать в 1936 году. За 72 года здесь было построено 270 судов и кораблей, в том числе 56 атомных подводных лодок.
Для борьбы с огнем на подлодках российского флота (да и не только у нас) применяются две давно известные системы - ВПЛ (воздушно-пенная лодочная) и ЛОХ (лодочная объемная химическая). Они универсальные и применяются проектантами на различных типах подводных лодок - как на атомных, так и на дизель-электрических, пояснил источник, близкий к санкт-петербургскому КБ «Малахит», где проектировались многоцелевые подлодки.
Первая из двух систем представляет собой лодочный аналог пенного огнетушителя, размещается во всех отсеках и применяется личным составом (по команде или самостоятельно) при обнаружении первичных очагов возгорания или задымления. Из печальной статистики пожаров на наших подлодках, чаще всего причиной таких ЧП становятся короткие замыкания в электрооборудовании, его отказы или нарушения правил пожарной безопасности экипажем корабля.
На тот случай, когда возгорание перерастает в объемный пожар, угрожает отсеку и всему кораблю, предусмотрена лодочная объемно-химическая система подавления огня. Принцип ее действия предельно прост и по-военному бескомпромиссен: в очаг пожара под большим давлением подается газообразный фреон-114, который имеет свойство почти мгновенно замещать собою кислород и тем самым «душить» огонь.
Смотрите также:
- «Чернобыль» в Атлантике. Матрос Сергей Преминин спас мир ценой жизни →
- Оставляющая вдов. История самой известной подводной лодки СССР →
- Конец «Комсомольца». Как погибла лучшая советская подлодка →