Рой Медведев: «Революция - это всегда болезнь»

Да, он был жестоким, воевал, не считаясь с возможными потерями, но всё-таки он может быть примером для людей. Он спас страну во время страшнейшей Великой Отечественной войны, руководя главными битвами. Пушкин - это человек, который создал русскую нацию, русскую культуру, русский язык в основе своей. Эти две фигуры - да, ассоциируются у меня с глубиной и основой русской нации, но не Ленин. Революционеров на данном этапе развития нашего общества мы не выращиваем и даже не хотим представлять, чтобы они у нас появлялись вновь. Прошло время «бури и натиска», сегодня никто не восторгается теми, кто пытается раскачать лодку и вновь ввергнуть общество в хаос. Конечно, если выбирать главного революционера, того, кто сильнее, радикальнее всех изменил мир в ХХ столетии, то этим персонажем, безусловно, будет Ленин. 100 лет назад он изменил ход истории не только Российской империи, но и всего человечества. Хотя однобоко судить об этом неверно. Ни один революционер не изменяет историю в худшую или в лучшую сторону.

   
   

Он лишь осуществляет перемены, которые назрели в обществе. Да, в 1917 году всё совершалось кровавым и жестоким способом. Жертв было очень много, расстреливали людей и большевики, и самих большевиков тоже расстреливали. Поэтому мой вывод таков: то, что сделал Ленин в стране и в мире, однозначно трактовать нельзя. Но и выбирать его символом России не совсем правомерно.

Ленин, Сталин, да и Николай II, впрочем, - это те фигуры, на которых мы всё-таки не должны равняться. Революция - это лишь переходный период, короткое время, у которого свои законы. Мы же должны строить стабильное, спокойное общество, которое не вызывает революций. Потому что революция - это всегда болезнь.

Геннадий Зюганов: «Ленин обновил совесть человечества»