Дескать, плохо пострижен, неопрятен, в нечищенных ботинках, шумлив…
Можно, конечно, и огорчиться. Но можно и понять: скромный достаток, настигший россиян в последние 10 лет, открыл им возможность съездить за рубеж. За границу хлынул поток российских провинциалов. И слава богу, что хлынул. Посмотрят на причёсанную заграничную жизнь, может быть, что-то из полезного и переймут. Ну а то, что одеты не по последней моде, - не всё сразу. Хорошо уже и то, что русский человек теперь воспринимается в Европе не как нищий советский командированный, а как человек, у которого завелись деньжата. По европейским меркам это уважаемый человек.
Лицо народа?
Худо не то, какими нас видит заграница, а то, как мы преподносим сами себя, какими нас лепят наше кино, театр, наши артисты. А здесь такой мрак, что хочется выключить телевизор, швырнуть книгу в угол и заткнуть уши. Знакомый итальянский журналист сетовал: «Если довериться вашему «новому кино», телеэкрану или откровениям модных российских писателей, то о русских и о России складывается совершенно превратное впечатление. Хорошо, что кроме кино и телевидения мы ещё бываем в настоящих русских семьях, имеем русских друзей».
Какой же образ россиянина лепят наши электронные и кинопрограммы? Ни дня без пол-литра, ни шагу без кружки пива, ни минуты без сигареты. Экраны заполнены так называемыми «народными образами» - охальниками, болтунами, пьяницами, развратными удальцами, прохиндеями, толстобрюхими ментами, похотливыми начальниками, бомжами, бездельниками, небритыми философами-неудачниками, виртуозами-матерщинниками. Такое впечатление, что всё наше население - это какой-то сброд, одни «оборотни в погонах» и без погон.
На Западе тоже пьют, курят, развратничают, бродяжничают. Но лишь в наших новых фильмах, сериалах и театральных постановках водка, табак, матерщина, хамство - вся эта бытовая грязь и распущенность - выставляются как главный фон и особенность российского бытия. И всё это выдаётся за глубинную народность, за «проникновение в жизнь», за русский национальный характер. Все эти «особенности» русской рыбалки, русской охоты, русского застолья, русской любви…
Лепится стереотип русского характера, который потом идёт и на экспорт, подхватывается западными журналистами. И всю эту псевдонародную халтуру, как мутную брагу, вливают в нас с самого детства. У нас даже в, казалось бы, безобидных мультиках что ни герой, то почти фольклорный придурок. Либо разудалый Иван-дурак, не слезающий с печки, либо фольклорный богатырь, сокрушающий собственной глупостью всё на своём пути, либо придурковатый русский волк. Недавно вышедший на экран и разрекламированный чуть ли не как шедевр мультфильм «Алёша Попович…» - просто апофеоз богатырской глупости и маразма. Такое впечатление, что наши мастера культуры поставили себе целью подтвердить дурацкую прибаутку:
Мы не сеем, мы не пашем,
А валяем дурака.
С колокольни (сами знаете чем) машем,
Разгоняем облака.
Слов нет: дури хватает везде. И в США, и в Европе, и в Азии. Недавно один американский придурок подал в суд иск Богу за то, что тот напускает на землю эпидемии, войны, потопы и засухи. Иск отклонили с формулировкой: «у ответчика нет почтового адреса».
В Эстонии налоговая инспекция недавно предъявила иск местным фермерам за то, что их коровы портят воздух и ухудшают евроэкологию. В Японии уже несколько лет действует Клуб доброхотов. Его члены оставляют в городских туалетах небольшие суммы с просьбой к посетителям «делать добро». В Нью-Йорке местные кондитеры отлили к Рождеству из шоколада партию распятого Христа, которого отдавали на съедение любителям сладкого.
Знать меру
Проигравший на недавних выборах в США Джон Маккейн на одном из предвыборных митингов вдруг грянул песню «Бомби Иран»... Смешно, не правда ли?
Словом, придурков хватает и в Отечестве, и за границей. Важна мера дури. В России она явно не соблюдается. Причин, по-видимому, несколько. Что первично - вопрос для дискуссий. То ли бедность порождает одичание и повальное пьянство, то ли пьянство ведёт к деградации генетического фонда и, как следствие, всей бытовой культуры.
Некоторые аналитики склонны проводить аналогию нынешнего одурения с последствиями большевистского переворота 1917 г. Другие возлагают вину на нынешний строй. После 1917 года из страны действительно уехало более 2 млн. наиболее образованных людей. Приток кадров из России позволил заметно поднять уровень европейских университетов и конструкторских бюро. Уровень же культуры российских городов резко упал в силу массового притока малограмотного населения из деревни.
С 1991 года из России уехало более 200 000 учёных, инженеров и одарённой творческой молодёжи. Не оттого ли из нас так попёрла российская дурь? Сказывается и крайне низкий уровень финансирования культуры. Вот и приходится кормить народ дешёвой развлекательной баландой.
Социологи всё громче бьют тревогу по поводу падения морали. Люди стали циничнее, злее, ленивее, вороватее. На фоне охватившего страну «хохотунчика» резко упал и патриотизм. Попытки же искусственно подстегнуть любовь к «родному пепелищу» созданием всякого рода молодёжных движений оборачиваются показным любвеобилием к начальству и патриотическим сюсюканьем.
Для самоуспокоения, конечно, можно сказать о том, что и в богатейших США наблюдаются те же процессы. По данным Гэллапа, почти 80% американцев считают, что моральный климат в стране деградирует. Разница между нами и американцами состоит в том, что мы во всём виним власть и государство, а американцы винят сами себя. Словом, пора присмотреться и к себе, и к власти…
Смотрите также:
- Вячеслав Костиков: Спасибо, Хренов! «В молитве проси только правды» →
- Вячеслав Костиков: Так заповедовал Христос →
- Так «совесть» или же «г...о» нации? →