В год 75-летия Великой Победы, помимо шельмования подвига наших дедов и прадедов иностранцами, продолжаются и попытки пересмотра истории войны на постсоветском пространстве. Сегодня это касается уже не только Украины и Прибалтики, но и Белоруссии.
От Феликса Дзержинского до «Чернобыльской молитвы»
В 2015 году Нобелевская премия по литературе была присуждена белорусской писательнице Светлане Алексиевич с формулировкой «за её многоголосное творчество — памятник страданию и мужеству в наше время».
Алексиевич стала первым русскоязычным автором, удостоенным этой премии, с 1987 года. По этому случаю с поздравлениями к писательнице обратился министр культуры Владимир Мединский.
Светлана Алексиевич прошла в своем творчестве очень длинный путь. Уроженка Станислава, ныне Ивано-Франковска, дочь белоруса и украинки, на заре карьеры она опубликовала очерк о Феликсе Дзержинском под названием «Меч и пламя революции», в котором были такие строки: «Когда у меня вырастет сын, мы обязательно приедем на эту землю вместе, чтобы поклониться неумирающему духу того, чье имя — Феликс Дзержинский — „меч и пламя“ пролетарской революции».
Широкую известность Алексиевич принесла документальная книга «У войны не женское лицо», отмеченная многочисленными наградами, включая Премию Ленинского комсомола.
Произведения «Цинковые мальчики» (о войне в Афганистане) и «Чернобыльская молитва» (об аварии на Чернобыльской АЭС) получили уже не столь лестную оценку. Дело в том, что Алексиевич стали упрекать в использовании некорректных приемов: например, воспоминания матерей, потерявших сыновей в Афганистане, она выстраивала так, чтобы получилась удобная для ее замысла картина. Дошло даже до судебных разбирательств, однако свой стиль госпожа Алексиевич менять не собиралась.
Много времени проводя на Западе, она хорошо чувствовала, что именно там можно выгодно продать. Это касалось и статей, и политических взглядов.
Критика Путина + похвала Майдану = Нобелевская премия по литературе
В 2014 году в немецкой газете Frankfurter Allgemeine Zeitung она выпустила эссе «Коллективный Путин», в котором, в частности, говорилось: «Путин сделал ставку на низменные инстинкты и выиграл. Даже если бы завтра Путина не стало, куда бы мы делись от самих себя?... Бывший полковник КГБ льстит себе мыслью, что останется в истории собирателем русских земель. Как написано в летописи: „Отсюда есть и пошла земля русская“. Кому-то в Кремле кажется, что Донецк и Харьков — это тоже русская земля. Жители Крыма могли бы проголосовать за возврат в состав России и без подсказки Москвы, потому что русских там большинство. Но, похоже, Кремлю нравится поиграть мускулами. Попугать. Они там, в Кремле, не могут поверить, что на Украине произошел не нацистский переворот, а народная революция. Справедливая. Украинцы увидели брошенные имения этих господ с позолоченными унитазами. Как номенклатура советского времени, они думали, что власти позволено все и она не ответственна перед обществом. Но люди за 20 лет изменились. Первый Майдан вырастил второй Майдан. Люди сделали вторую революцию, теперь важно, чтобы политики ее опять не проиграли».
Именно после этого выпада в адрес Москвы к Алексиевич и пришла Нобелевская премия, до того несколько раз ее обходившая.
Иногда, правда, писательница допускает тактические ошибки. Например, в 2016 году в Бруклине она заявила: «Каратели, которые работали на территории Белоруссии, были все из Украины. И больше того, не только в Литве, Латвии уничтожили, сами уничтожили евреев еще до того, как успели прийти немцы. Но это было и на Украине».
Украинские националисты ей подобной вольности не простили, и в 2018 году выступление Алексиевич в Одессе было сорвано, а сама она попала в списки сайта «Миротворец».
«Что такое Беларусь, по-вашему? Тысячи белорусов служили в полиции»
Но такие «проколы» с писательницей случаются нечасто. И в год 75-летия Победы она занялась модной на Западе темой: пересмотром итогов Великой Отечественной войны.
В интервью порталу «Медуза» писательница в феврале 2020 года заявила: «Я всю жизнь прожила в стране полицаев. А что такое Беларусь, по-вашему? Тысячи белорусов служили в полиции. Не надо думать, что у нас все уходили в партизаны и только отдельные предатели... Это ведь как происходило? В село заходят немцы, забирают всех молодых ребят — и те становятся полицаями. К тому же дают им еду, хорошую одежду, а рядом мучаются голодные матери, братья, сестры... Белорусы оказались единственной нацией, которая не смогла создать отряды, которые сами убивали своих евреев. Такого не было. Вот за мешок муки продать могли. Что там за мешок — за килограмм. В доме прячут девочку-еврейку, вся деревня молчит, а один гад доносит. И женщин сдавали, и детей, спасшихся от расстрелов».
Дальше госпожа Алексиевич решила пройтись и по партизанам: «Ведь кто такие партизаны? Они ведь далеко не сразу сложились в какое-то подобие военных отрядов. Поначалу это просто были полубандитские группы. Просто мужики с оружием, вот и все. Хорошо, если во главе оказывался бывший окруженец с нормальными взглядами, а так-то... Помните, у меня в книге „Время секонд-хенд“ есть история про Розочку? Восемнадцатилетнюю еврейскую девушку прислали из Москвы, она была связисткой. С ней спали все партизанские командиры, а потом, когда она забеременела, просто пристрелили на опушке. Вся моя деревенская жизнь состоит из этих рассказов».
Алексиевич на родине, мягко говоря, не поняли. И в интервью «Радио Свобода» она решила все объяснить кознями «Медузы»: «Редакция дала совершенно провокационный заголовок, он для меня был неожиданным. У нас это теперь в порядке вещей, когда с автором не согласовывают заголовок. Я не знала, что „Медуза“ уже отдает некоторой желтизной».
Хотя, казалось бы, при чем здесь заголовок? Суть очевидна: и полицаев в Белоруссии в годы войны было полно, и не предатели они, а жертвы обстоятельств, а партизаны — не герои, а бандиты, грабящие и насилующие мирное население.
«Нет у нас правды о Великой Отечественной войне, в частности о партизанской войне»
Собственно, в интервью «Радио Свобода» Светлана Алексиевич не меняет своей точки зрения: «Все мы вышли из советского мира и полны советских представлений. Мы до сих пор не знаем правды, я на этом настаиваю. Нет у нас правды о Великой Отечественной войне, в частности о партизанской войне... Вы говорите о книгах, о фильмах, но это тут же прикрывалось, поскольку существует общая главная идея: была Великая Победа. Всё, все проблемы закрыты... Я удивляюсь тому, как время идет, а вы не меняете свой взгляд на вещи. У нас люди прогнали чужой фашизм, а свой фашизм остался. Во Франции осталась та же страна — их страна. Это же совершенно разные вещи.
Сталин победил — разве это была победа свободной страны, победа демократии, свободы, о которой они мечтали в окопах? Ничего этого и в помине не было.
И поэтому фигура коллаборанта приобретает совсем иное значение».
«Так было воспитано поколение, — утверждает госпожа Алексиевич. — Это было сталинское поколение, для которого Родина была превыше всего. Это сейчас человек не готов так быстро умереть. А тогда люди умирали задешево».
Пожалуй, апофеозом выступления нобелевского лауреата следует признать общую оценку войны, которую она дает в беседе с «Радио Свобода»: «Я как человек, вышедший тоже из советской культуры, считаю, что это была справедливая война. Поскольку главное — это победа. Но не такая победа, которая все заслонила, и ГУЛАГ в том числе. Все-таки мы победили фашистов, мы тоже участвовали в победе над фашизмом. Хотя нельзя назвать сталинский фашизм менее агрессивным. Когда уже не будет нас, людей, которые воспитывались в этих советских идеях, советских суевериях, я думаю, что пересмотр будет в сторону национальной истории и национальных интересов. Об этом будут еще много спорить, но история будет все больше становиться национальной. Беларусь не решила ни один из своих интересов во время той войны. Кроме того, что изгнали фашистов».
Правда есть. Но предателям ее не понять
Удивительное дело: дочь украинки и белоруса, чье появление на свет стало возможным только благодаря победе над фашизмом, с легкостью препарирует историю страны, которой обязана жизнью. Советская комсомолка-интернационалистка, некогда восхищавшаяся Дзержинским, рассуждает о национальных интересах Белоруссии, которые не удалось отстоять в ходе той войны.
Все дело в том, что их не было и не могло быть. Ибо с фашизмом дрался многонациональный советский народ, он нес потери и он одержал победу. Те, кто пытался бороться за национальные интересы, оказывались по другую сторону: в различных коллаборационистских формированиях, в рядах полицаев и т. д. И они эту войну проиграли.
В годы Великой Отечественной войны на территории Белорусской ССР погибли около 2 миллионов советских граждан, это каждый четвертый житель республики. Все знают о трагедии Хатыни. Но Хатынь была лишь одной из 628 деревень республики, которые были сожжены вместе с их жителями. Нацисты, столкнувшиеся с яростным сопротивлением партизан, применяли тактику «выжженной земли», уничтожая все, что можно было уничтожить.
Освобождение Белоруссии было делом всего советского народа. Блестящая операция «Багратион», осуществленная в 1944 году, была нашей общей победой.
Еще пару десятилетий назад просто попытка завести в Белоруссии разговоры, подобные тем, которые сейчас ведет госпожа Алексиевич, могла закончиться плачевно.
Сегодня же белорусскую молодежь уже можно встретить в рядах украинских вооруженных формирований, воюющих в Донбассе, да и в самой Белоруссии националистические формирования чувствуют себя все более вольготно.
Нельзя сказать, что позиция Светланы Алексеевич — это позиция всего белорусского народа. Она скорее отражает современный европейский взгляд, что неудивительно, поскольку большую часть своего времени она проводит на территории ЕС.
Но 71-летняя писательница убеждена, что за ней будущее и очень скоро Белоруссия пойдет тем же путем, каким уже уверенно шагает Украина: в соответствии с новыми национальными веяниями, в Белоруссии начнут сносить памятники советским воинам, осквернять могилы партизан и чествовать престарелых коллаборационистов.
Госпожа Алексиевич хочет некоей новой правды о войне. Но для народа, единого народа, потерявшего в борьбе с нацизмом 27 миллионов жизней, никакой новой правды нет и не будет. Партизан всегда останется партизаном, а полицай — субстанцией коричневого цвета, на чью могилу будут приходить плевать и через столетия.
Люди, дравшиеся с фашистами, не умирали задешево, они приносили свою жизнь в жертву ради народа. Но тем, кто так же продажен и труслив, как коллаборанты времен войны, этого не понять.