Боль, которая не прошла. Детские дневники войны покажут на экране

Детская книга войны. Дневник Тани Рудыковской 1942 г. © / Кадр из анимационного фильма

Накануне дня Победы, который Россия встречает на карантине, когда даже «Бессмертный полк» марширует онлайн, на наших экранах оживают детские дневники времен войны. Заставляя с совсем невысокого роста их героев увидеть сцены времен Великой Отечественной. И, возможно, самим взяться за дневник. 

   
   

Дневник Тани Рудыковской. Озерки. Ленинградская область. Январь 1942 г.​

Привычный мир, который меняется с каждым днем, рушится на глазах, заставляя снова и снова учиться жить и выживать — в таких декорациях авторы «Детской книги войны» доставали свои школьные тетрадки и начинали записывать происходящее на их глазах. Смерти родных, уместившиеся в 9 строчек скупого дневника Тани Савичевой. Блокадное меню семьи Тани Рудыковской. Проводы брата Ани Арацкой на фронт... И одновременно — неостановимое биение жизни. Именниный торт — из четырех кусочков сахара. Первая любовь, обреченная закончиться разлукой: любимую угонят в гетто. И несмываемая помада, которую стыдливо прячешь, закутавшись в шарф и задирая голову к громкоговорителю, который обещает победу. Из 35 текстов, которые «Аргументы и Факты» опубликовали в «Детской книге войны» к 70-летнему юбилею Победы, десять вошли в проект 2020 года: истории из дневников теперь рассказаны языком анимации. 

В живых к этому юбилею осталось два автора. Которые смогут увидеть себя маленьких — на наших маленьких экранах. 

«Что для вас блокадные дневники?» — спрашиваем мы Татьяну Валерьевну. Она отвечает кратко: «Жизнь моя». — предисловие к дневнику Тани Рудыковской. Кадр из анимационного фильма

Первым оживет блокадный дневник Тани Рудыковской. 8 мая к самой Татьяне Валерьевне отправятся питерские корреспонденты «АиФ» и вместе будут смотреть премьеру анимационного ролика. В том самом доме, где Таня писала свой блокадный дневник: в его крыше до сих пор торчат осколки снарядов от бивших неподалеку зениток. Несколько истрепавшихся тетрадок, которые мама-учительница принесла из школы, Татьяна Валерьевна хранит, как реликвию — туго завернутыми в полиэтиленовый пакет, на нижней полке шкафа — так, чтобы легко было дотянуться. Силы уже не те, 85 лет. «Не могу перечитывать свои дневники натощак. Слишком больно. Сначала съем что-нибудь, потом открываю». 

Боль, которая не прошла. Дневник Тани Рудыковской 1942 г. Кадр из анимационного фильма

«27 февраля 1942. В 40 минут девятого утра умер папа. Когда мама пришла с дежурства, она сразу пошла к папе. Целовала и ласкала его, он сделал попытку улыбнуться, но не смог, а из глаз покатились слезы. Завтрак: горох жидкий, пол ст. л. пшенной каши (ее мама оставляла папе)». 

Эти сроки озвучены голосом тоже Татьяны — актрисы Татьяны Васильевой. Среди тех, чьими голосами говорят маленькие авторы дневников — Иван Ургант, Лиза Боярская, Никита Михалков и другие. Пять лет назад все тексты «Детской книги войны», половина из которых впервые увидела свет, и аудиодорожки к ним были выложены в открытый доступ на сайте еженедельника, а сама книга получила множество наград и попала на полки всех центральных библиотек России и мира. Сегодня эти действительно недетские истории возвращаются к самой молодой аудитории России в современном формате документальной анимации — заставляя всех нас, изолированных волной неизвестной пока силы от обычной жизни, друг друга и даже от Дня Победы, перенесенного в онлайн, думать о том, как справлялись со сломом привычного хода вещей дети, которые писали свои дневники в 1941-1945.

   
   
Рукописная детская память о войне. «Детская книга войны. Дневники 1941-1945». Дневник Тани Рудыковской

— Мы работаем с очень сильным материалом: это и само содержание, и озвучка, которую с большим чувством сделали настоящие таланты, — говорит режиссер анимационного проекта, руководитель студии Mozga, партнера «АиФ», Олег Агейчев. — Я провожу в монтаже по многу часов, и в горле встает комок... Не только потому, что это страшные строчки. А потому что они отзываются в подсознании, как отзовутся в каждом: ведь эта боль, не важно, воевал кто-то в вашей семье или нет, до сих пор не выплакана. Именно поэтому тема войны для России до сих пор так сложна. И искусство — это единственный способ проговаривать травмы, давать выход тому, что из поколения в поколение болит в миллионах русских людей. Прошло 75 лет, а мы, кажется, так до сих пор толком и не знаем, что со случившимся делать. У нас есть праздник, но нет уже слез на глазах. Потому что почти не осталось видевших войну стариков. Но эти слезы есть внутри. Работая с детскими дневниками, превращая их в анимационный фильм, я чувствую, как во мне развязывается узел ужаса, завязанный на теме войны. Слезы облегчают.