Наш век объявлен информационным, и общественные ахи по поводу достижений прогресса сводятся к всевозрастающей скорости передачи данных, всё углубляющимся возможностям поиска информации, всё расширяющимся функциям смартфонов. А грандиозные инженерные решения, воплощаемые в жизнь, стали незаметными, поскольку воспринимаются как наследие прошлого, индустриального века. Правомерно ли?
Об уникальном опыте Группы компаний СГМ, отмечающей в 2013 году 5-летний юбилей, - в нашем материале.
«Глаз» строителей
Кто из нас, к примеру, знает о том, что на линейной части «Южного коридора» сооружается уникальный подводный переход через реку Кубань? Даже местные жители, которые видят, что строительство на участке «Писаревка - Анапа» идёт полным ходом, вряд ли понимают, в чём его уникальность.
А она прежде всего в протяжённости подводного перехода: 1507 м труб будет проложено под дном Кубани. В реке этой живительная сила земли Карачаево-Черкесии, Адыгеи, Краснодарского края и Ставрополья. Она даёт питьевую воду местным жителям. Кроме того, здесь обитает более 106 видов рыб. Рыбец, шемая, кубанский усач, кавказский голавль - таких не встретишь больше нигде. Вокруг много водоплавающих: дикие гуси и утки, бакланы, пеликаны, лебеди… Есть и хищники - как крылатые (сокол сапсан), так и вполне себе «земные» лисы.
Соответственно задача перед инженерами стоит непростая: и голубому топливу дорогу дать, и ущерба экологии этого уникального региона не причинить. Поэтому и остановились на методе микротоннелирования. Это означает, что никаких траншей не разрабатывают. Основная работа ложится на специальный бур - в него встроен локатор, который становится «глазом» строителя. С локатора вся необходимая информация передаётся оператору, который и управляет положением бура под землёй. Ну а грунт смешивается со специальной жидкостью, после чего выходит на поверхность.
Помимо необходимости сохранить экологический баланс региона перед строителями стоит ещё и задача сохранения культурного наследия. Дело в том, что на пути трубопровода расположено скифское захоронение IV века до н. э. Глубина залегания тоннеля в этой зоне будет достигать 20 м, что позволит сохранить первозданность историко-культурного памятника.
Всего же на участках линейной части «Южного коридора», сооружаемых Группой компаний СГМ, будет построено ещё 9 тоннелей под водными преградами (в основном каналами), а также несколько тоннелей под автодорогами.
Начали с разминирования
И это не первый и далеко не единственный рекорд строителей. Созданная в 2008 году Группа компаний СГМ объединила предприятия с богатейшим опытом работы в нефтегазовом строительстве и производстве нефтегазового оборудования. За эти 5 лет предприятиями группы было проложено более 11 тыс. км трубопроводов, газ пришёл в тысячи отдалённых населённых пунктов.
Кстати | |
---|---|
Весной этого года на площадке строительства крупнейшей в мире компрессорной станции «Русская», которая станет начальной точкой газопровода «Южный поток», строители обнаружили следы древности. Учёные, прибывшие на объект, определили, что это фундаменты трёх древнегреческих усадеб III-II вв. до н. э., которые располагались рядом с античным городом Горгиппия (ныне Анапа). Он входил в состав Боспорского царства и был одним из самых богатых его городов. Установить возраст строений позволили найденные монеты, которые, по словам археологов, чеканились на монетном дворе Пантикапея - города, располагавшегося на месте современной Керчи. Специалисты «Стройгазмонтажа» помогали археологам в их работе. Кроме монет здесь нашли сосуд для хранения сыпучих продуктов, грузила от ткацкого станка, ножницы. Все ценные предметы изъяты для дальнейшего изучения. |
В июне 2011 года было закончено строительство газопровода «Джубга - Лазаревское - Сочи». Пять переходов «суша - море» связали его сухопутную и морскую части. В районе Кудепсты для этого методом наклонно-направленного бурения была пробурена скважина протяжённостью более 1540 м, которая прошла под горой и вышла в точно заданную точку морского дна. Под водой труба была подсоединена к основной ветке газопровода.
Аналогичные решения применялись и на других переходах. Это позволило избежать вырубки деревьев и тем самым сохранить естественный рельеф местности.
- По геологии, рельефу местности, сложности прохождения трассы таких объектов не строил никто в России. А в мире строили лишь единицы, - вспоминает Руслан Горюхин. - Начиналось всё с… разминирования фарватера. Порядка 30 мин времён Великой Отечественной войны извлекли со дна и обезвредили военные моряки.
По этому газопроводу голубое топливо наконец дошло до домов многих жителей Черноморского побережья Краснодарского края. По нему будущей зимой оно дойдёт и до олимпийского факела.
Встреча в заданной точке
В том же 2011 году завершено строительство первой нитки газопровода «Сахалин - Хабаровск - Владивосток» на другом конце страны - Дальнем Востоке. Переход, проложенный под проливом Босфор Восточный и обеспечивший газом жителей острова Русский, уникален.
Во-первых, длина тоннеля рекордная - почти 3 км. Это превышает технические возможности всех имеющихся современных буровых комплексов. Поэтому работы велись двумя комплексами - навстречу друг другу. Для того чтобы встреча произошла строго в заданной точке, были приобретены специальное навигационное оборудование и забойные двигатели с высокопрочным режущим инструментом.
Во-вторых, геология в этой местности непростая - большие перепады высот, чередование песчаников и алевролитов, отличающихся повышенной трещиноватостью. Буровой раствор в процессе бурения иногда полностью поглощался, и тогда приходилось тампонировать околоскважинное пространство, закачивая под давлением цементные смеси и полимерные заполнители.
Таких задач во всём мире никто не решал. И при этом сроки строительства у отечественных первопроходцев были достаточно жёсткими - два года. Но они сумели в них уложиться.
Стыковки морских и сухопутных частей газопровода «Джубга - Лазаревское - Сочи», равно как и уникальный подводный переход через пролив Босфор Восточный, очевидцы сравнивали со стыковками в космосе. И действительно, рассчитать и точно исполнить стыковку под водой не менее сложно. А встретиться в заданной точке под землёй?
Но нашим строителям решение столь уникальных задач оказалось под силу. Правда, мы больше интересуемся новыми смартфонами и планшетами, не замечая индустриальных достижений в родном Отечестве. Однако для тех людей, в чьи дома наконец пришёл газ, это стало событием гораздо более значимым, чем появление на рынке очередного гаджета.
Справка
- Около 65 км трассы трубопровода «Южный коридор» проходит по рисовым чекам Краснодарского края. Здесь применяются специальные технологии устройства проездов из дорожных плит, позволяющих сохранить структуру рисового поля.
- Строительство системы магистральных газопроводов «Бованенково - Ухта» ведётся в сложных условиях Крайнего Севера. Для наименьшего воздействия на экосистему полуострова Ямал работы идут только в зимний период, что позволяет оставить нетронутой уникальную северную флору и не навредить фауне.
- Газопровод «БТК Киринского ГКМ - ГКС «Сахалин» прокладывался в регионе с высокой сейсмической активностью. Его трасса прошла через три зоны активных тектонических разломов, в т. ч. в районе рек Набиль и Тымь. Благодаря использованию современных технологий сохранена экосистема острова Сахалин: не нарушен процесс миграции рыб в водоёмах, который длится 4 месяца в году, остались нетронутыми зелёные насаждения береговой линии.
Смотрите также:
- Сероводород Черного моря может стать источником электроэнергии, золота и топлива →
- Гаджет против мата и чудо-ткань для МЧС. Новые разработки российских учёных →
- Энергия из яда. Как спасти Чёрное море... от пожара? →