Юрий Белановский: «Селигер» наших деточек скушает?

Фото Юрия Белановского

Селигер есть Селигер

   
   

Радует определенная неизменность «Селигера». О чем-то я говорил в одной из прошлых заметок. Это по-прежнему единственный в стране столь масштабный образовательный форум, собравший за лето тысяч пятнадцать молодых и активных юношей и девушек со всей страны. Участники по-прежнему живут в палатках, разбиты на «двадцатки» и следуют своему учебному расписанию в зависимости от выбранной темы. Форум продолжает быть местом достаточно строгой дисциплины и сухого закона. Поверьте, это единственный способ организовать жизнь нескольких тысяч человек и предотвратить серьезные правонарушения. Организатор форума, как и прежде — Росмолодежь.

Я бы сравнил «Селигер» с крохотным курортным городком. Тут нет казарменного строя. В общем, каждый участник живет в своем лагере, следует своему расписанию. В свободное время, которого вполне достаточно, купается, занимается спортом, участвует в любых возможных творческих и досуговых мероприятиях.

Что меня все эти годы удивляет, а я знаю «Селигер» с 2009 года, так это уровень организации форума и определенное равенство всех. Об организации, кстати, можно судить хотя бы по тому, что на традиционные встречи с президентом страны участники приходят без каких-либо дополнительных проверок, — кстати, приходят по желанию. Нет даже «рамок» и металлоискателей на вход в шатер.

 

Фото Юрия Белановского

Чего не видно на «Селигере», так это, условно говоря, «мигалок», привилегированных каст и vip-обслуживания. На уровне преподавателей и гостей форума я с таким не сталкивался. К примеру, в гостевом шатре для vip-ов и экспертов — а это нередко уровень известных общественных деятелей, бизнесменов и даже министров — организована скромная столовая, где питался и я. Гостей кормят из тех же походных котлов, что и обычных участников. Или, скажем, на учебных занятиях все, кроме преподавателя, сидят на полу или на брикетах из сена. Стульев просто нет в принципе.

Безусловно, проблемы на «Селигере» бывают. Но мой опыт говорит, что они решаются через взаимодействие с начальником смены. Обратная связь наверх есть. И это тоже отличительная черта именно «Селигера».

   
   

Что изменилось?

Конечно, форум остался вполне политизированным и прокремлевским. Но политики стало реально меньше! Если и в прошлые годы «Селигер» не был исключительно слетом актива «Наших», то сегодня, когда этой организации больше нет, это тем более так. Появились внутренние лагеря и шатры коммунистов, лдпровцев, и почему-то даже казаков и разного рода ролевиков (исторических реставраторов). Жаль, правда, что не было православного лагеря, и лагеря, организованного НКО. Показательно, что пропал «прокремлевский трэш», — так выразился один из участников, разумея провокационные грубые акции, типа насаженных на колья узнаваемых силуэтов известных оппозиционеров.

Фото Юрия Белановского

Учебная программа, по-моему, стала больше ориентирована на тему смены (гражданское общество, бизнес, благотворительность и т.д.). Уже так не выпячивается обучение «политтехнологичности». Заглядывая в шатры в учебное время, я видел много очень познавательных интерактивных занятий и тренингов, в которых, если б была возможность, принял бы участие. На форуме стало больше неполитизированной молодежи, желающей чему-то научиться и обрести связи, разрабатывать и продвигать свои проекты. Немало ребят представляли уже существующие благотворительные организации и проекты из регионов.

Что же не так?

И все же очень сильно сказывается на форуме и на его внутреннем мировоззрении тот факт, что он организован государством. Общественной составляющей, что называется «снизу», пока слишком мало. Если говорить о теме мне близкой — об НКО и благотворительности, то она представлена однобоко, без учета реальных общественных организаций. Опытом, в основном, делятся окологосударственные структуры и объединения.

Очень показательной была публичная дискуссия о проекте волонтерского закона, который на самом деле лоббирует интересы структур так или иначе связанных с государством и желающих волонтерскую тему отрегулировать. Речь прежде всего о МЧС, пожарных и разного рода федеральных, городских, муниципальных и т.д. молодежных объединениях. Эти организации привыкли взаимодействовать с государством по принципу «заказ-ресурс-бюджет-результат». Тут волонтеры — екая рабочая сила, которая может выполнять определенные госзадачи, при этом почти бесплатно. Именно эта точка зрения доминировала и на диспуте, и на «Селигере» вообще. Позиция общественных, благотворительных, волонтерских организаций, выросших снизу, и принципиально по-иному смотрящих на волонтерство, была представлена слабо, а она принципиально другая. Чтобы лучше понять о чем речь, предлагаю обратиться к дискуссии о законе.

Характерна популярная на «Селигере» тема мотивации волонтеров, ключевой вопрос которой: «как замотивировать?», то есть как из простого «холодного» человека сделать активного добровольца. В таких рассуждениях порой невозможно уловить грань между мотивацией и манипуляцией, что опять же, с моей точки, зрения неприемлемо.

Общаясь с участниками форума, я понял, почему такие взгляды доминируют. Дело не только в том, что организатор «Селигера» — государство с присущим ему пониманием. Я как-то об этом не думал, опыт у меня другой, но оказывается, что благотворительным и волонтерским организациям фактически невозможно выжить в регионах без взаимодействия с властями. Главные ресурсы — это или совместные проекты, или гранты. Вот, кстати, «Селигер» — тоже ресурс: и обучение, и новые связи, и совместные проекты и, конечно, отдых.

Моя позиция

В этот раз я не был соорганизатором православной смены. Таких смен уж три года как нет. Я всего лишь провел несколько учебных занятий по добровольчеству в НКО и принял участие в диспуте о новом законопроекте про волонтеров. Попутно познакомился с представителями окологосударственного волонтерства и региональных НКО.

Честно говоря, опыт миссионерской и просветительской работы, а я все-таки 15 лет проработал при Даниловом монастыре, мне очень помогает. Я привык в тех или иных историях видеть не столько идеологию или партийность, сколько людей. Привык обращаться к ним, слушать их, стараться ответить на вопросы. Было время — я в миссионерских целях даже посещал собрания сектантов, чтобы узнать о них правду и познакомиться с живыми людьми. Такие встречи и диспуты меня очень многому научили. Внешний идеологический антураж (политический или религиозный) для меня ничего не значит, если остается возможность быть собой и не входить в жесткое вертикальное подчинение.

Для меня «Селигер» — это прежде всего люди, и это моя возможность им проповедовать, а самому учиться. В данном случае я говорю о благотворительности и волонтерстве, хотя православной проповеди на «Селигере» крайне не хватает. Моя мечта — сделать смену или хотя бы направление на смене, представляющее опыт благотворительных НКО.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

 
Юрий Белановский, Руководитель

добровольческого движения «Даниловцы»