Москва, 11 августа – АиФ-Москва. Очередная законодательная инициатива, стремительно приобретающая оттенок скандальности, прозвучала на этих выходных от представителей Госдумы. На этот раз отличился депутат от ЛДПР, член комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Роман Худяков.
Он предложил ввести тотальный контроль не только за мигрантами, но и вообще за всеми поголовно гражданами России при помощи нехитрого метода снятия отпечатков пальцев. Согласно разработанному Худяковым законопроекту, все люди, совершающие поездки по стране, по приезде в другой город, независимо от имеемого ими гражданства, в течение недели обязаны встать на дактилоскопический учет и зарегистрироваться по месту проживания.
Москва или провинция – никакой разницы
Как рассказал журналистам сам парламентарий, изначально он хотел, чтобы его инициатива распространялась только на тех, кто приезжает в российские столицы – Москву и Санкт-Петербург. Но потом, оценив обстановку в стране, решил, что эту меру следует сделать обязательной для всех, кто отправляется в другие города, пусть даже на неделю. «Нет разницы, куда едет человек, в Москву или на Чукотку, – заявил Худяков. – Закон должен касаться всех. Тогда полиции будет проще и легче работать. При совершении каких-либо преступлений полиции будет проще находить преступников, тем более тех, кто регистрируется по 300–500 человек в одной квартире».
Тех, кто откажется предоставлять правоохранителям свои «пальчики», парламентарий предложил штрафовать на 50 тысяч рублей. Если же такое позволит себе мигрант – то его, по убеждению Худякова, надлежит немедленно депортировать на родину и запретить 15 лет после этого въезжать в Россию. Действующее законодательство пока накладывает на нарушителей миграционного законодательства пятилетний запрет на въезд.
По словам депутата, приезжие «из любых стран» и даже сами граждане Российской Федерации, приезжая, к примеру, в ту же Москву – даже если они приехали в гости к друзьям или родным, по закону обязаны зарегистрироваться по фактическому месту пребывания, если намерены пробыть в городе дольше недели. Вместо этого «они покупают регистрацию непонятно где, получают карту пребывания. По нашим поправкам эта карта должна соответствовать фактическому месту пребывания и проживания», – заявил Худяков.
Бить депутатов – вредно для законодательства?
Комментируя инициативу члена ЛДПР, обозреватели отметили, что возможно, на столь жесткие предложения его сподвиг собственный неприятный опыт попадания в опасные инциденты: за последние полтора года на Романа Худякова дважды нападали злоумышленники, угрожая его жизни и причиняя ему серьезные повреждения.
Последнее нападение произошло 9 июля этого года; причиной стал дорожный конфликт, в который Худяков попал, возвращаясь с работы. Стоя на своем черном BMW X6 в автомобильной пробке, парламентарий не пропустил джип Toyota Land Cruiser, где, по его словам, сидели молодые люди кавказской наружности. После этого внедорожник подрезал машину депутата; кавказцы вышли из «Тойоты» и, добравшись до Худякова, несколько раз ударили его по голове.
Депутат не растерялся и успел снять своих обидчиков на телефонную камеру. За это, правда, он едва не поплатился жизнью: избив его, нападавшие сначала хотели уехать, но затем поняли, что у Худякова осталась запись нападения, вернулись и начали угрожать ему уже пистолетом, требуя отдать им камеру. Скрыться депутату удалось задним ходом, через автозаправку.
Врачи больницы, куда Худяков обратился после избиения, констатировали у него сотрясение мозга третьей степени. Некоторое время члену ЛДПР пришлось провести в клинике, после чего он стал жаловаться на ухудшение зрения. «У меня стал плохо видеть правый глаз, изображение словно двоится», – сетовал депутат в разговоре с журналистами.
Полиция же, вооруженная видеозаписью нападения, довольно быстро установила личности подозреваемых и их возможное местонахождение. Вскоре в Волгоградской области по подозрению в избиении депутата были задержаны уроженцы Дагестана Артур Минбулатов, Хачуек Хадисов, Шамиль и Закария Гаджиевы. Все их спецбортом МВД доставили в Москву и по решению суда арестовали.
А за полтора года до этого Худякова, который тогда еще не был депутатом Госдумы, вместе с машиной – все той же BMW X6 – похитили неизвестные. Произошло это в Приднестровье; будущего парламентария раздели, связали и, упаковав в таком виде в багажник, увезли в другой город, где ему удалось освободиться.
Представители движения «ЛДПР Приднестровья», которое в последние 10 лет возглавляет Худяков, предполагали, что похищение может быть связано с бизнесом депутата. Известно, что с 2006 года он возглавлял ООО «Торговый дом «Приднестровье», а с 2008 года стал главой ООО «Ферон».
Весьма любопытно, – отмечают обозреватели, – что BMW X6, на котором парламентарий попал в оба инцидента, никак не фигурирует в декларации Худякова об имуществе и доходах, размещенной на сайте Госдумы.
Что важнее чтить: Конституцию или Уголовный кодекс?
Идея введения всеобщей дактилоскопии уже активно обсуждалась летом прошлого года. Депутат Худяков – не первый, кто предложил сделать эту меру обязательной: уже несколько лет за это же ратует председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин. По его инициативе в УПК РФ были внесены изменения, согласно которым в стране стала проводиться массовая дактилоскопия погибших. Теперь у всех обнаруженных тел в обязательном порядке снимаются отпечатки пальцев и собирается генный материал. Делается это, по словам представителей правоохранительных органов, для того, чтобы можно было быстрее вычислять преступников, находить пропавших граждан и опознавать погибших в катастрофах.
Стоит отметить, что к предложению Бастрыкина многие профессиональные юристы отнеслись отрицательно. Разумеется, – отметили они, – обязательное дактилоскопирование трупов прав человека не нарушает. Но проделывать то же самое с живыми – совсем иное дело. Принуждение человека к сдаче отпечатков пальцев, – заявили эксперты, – является вмешательством в частную жизнь и противоречит Европейской конвенции по правам человека.
«Есть опасение, что государственные органы не смогут обеспечить конфиденциальное хранение данной информации, – отметил руководитель Московского правозащитного центра Михаил Салкин. – А сбор этих сведений и поддержание их в актуальном состоянии повлечет огромные затраты для бюджета и неудобства для населения».
Неоднозначную реакцию вызвало и нынешнее предложение Романа Худякова. Так, председатель комиссии Общественной палаты по межнациональным отношениям и свободе совести Николай Сванидзе уже заявил, что подобный законопроект нарушает российскую Конституцию.
«Я не знаю, по какому закону в своей стране, отъехав за пределы места постоянного пребывания, человек должен сдавать отпечатки пальцев, – заявил он. – Мы все граждане России независимо от того, живем ли мы в Москве, Махачкале или Туле. И в своей стране в любом городе мы по-прежнему остаемся гражданами России. Я считаю, что эти требования абсолютно полицейского в плохом смысле слова свойства порядка не принесут, а превратят нашу страну просто в пугало для всего мира и собственных граждан».
Председатель комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Леонид Слуцкий заявил, что въезд мигрантов, конечно, надо регламентировать, однако делать это следует максимально осторожно, чтобы не создавать анархии и проблем своим же соотечественникам, желающим вернуться на родину.
А член СПЧ Евгений Бобров и предложения Худякова по контролю за мигрантами счел неправильными. «Нужно максимально упростить условия въезда и пребывания тех, кто приезжает сюда с целью остаться на постоянное место жительства, – высказал свое мнение правозащитник. – Прежде всего высококвалифицированных и образованных специалистов. И просто запретить въезд, элементарно не пускать на границе тех, кто России не нужен. Это те, кто приезжает подворовывать, непонятно чем заниматься, их сюда никто не приглашал для трудовой деятельности», – заключил он.