На бедность русскому кино. Госдума пытается пресечь «интернет-пиратство»

Государственная Дума 21 июня во втором и третьем чтениях приняла законопроект о противодействии «пиратству» в интернете.

   
   

Свидание с президентом

Законодательная инициатива, способная серьезно повлиять на жизнь рунета, возникла после встречи президента РФ Владимира Путина в Сочи с деятелями российского кинематографа. Во время встречи видные актеры и режиссеры пожаловались на интернет-пиратство, которое якобы лишает российские фильмы зрительских сборов и доходов от продаж лицензионных носителей, в результате чего наша отечественная киноиндустрия находится в плачевном положении.

Разработчиками законопроекта стали деятели кино, по совместительству являющиеся депутатами Госдумы — Елена Драпеко, Владимир Бортко и Мария Максакова-Игенбергс.

По данным осведомленных источников, предложенный проект вполне устроил администрацию президента.

Эксперты отмечают, что даже для российских условий работа над «антипиратским» законом проходила чрезвычайно стремительно и закрыто.

Беседа президента с кинематографистами в Сочи прошла в конце мая, а уже 6 июня законопроект был представлен в Думе. 14 июня без согласований в министерствах, ведомствах и профильных комитетах парламента законопроект был принят в первом чтении, а спустя еще неделю вынесен на окончательное утверждение.

   
   

Меры широкого толкования

Закон предусматривает блокирование сайтов, незаконно размещающих кино- и видеопродукцию. Схема такова: владельцы прав на контент будут сначала подавать заявление в Мосгорсуд, который до принятия решения выдаст правообладателям исполнительный лист, с которым те могут обратиться в Роскомнадзор. Тот в течение трех рабочих дней должен определить хостинг-провайдера сайта со спорным контентом и направить ему уведомление о нарушении прав на интеллектуальную собственность. Затем провайдер уведомляет об этом владельца сайта, на которого ложится обязанность по удалению информации. В случае непринятия им мер сведения направляются операторам связи, которые должны будут блокировать доступ пользователей ко всему сайту. Если суд впоследствии признает заблокированный контент законным, доступ к нему вновь может быть открыт.

Законопроект касается и поисковых систем, которые обязываются удалять ссылки на сайты, признанные «пиратскими».

После принятия закона в первом чтении он подвергся резкой критике специалистов интернет-отрасли. Например, предложенное в качестве обеспечительной меры досудебное ограничение деятельности сайта с предположительно «пиратским» контентом чревато злоупотреблениями.

Недобросовестные конкуренты вполне способны закачать незаконное видео на «противоборствующий» ресурс, после чего добиться приостановки его деятельности.

Изначально предполагалось, что речь пойдет не только о фильмах, но и о музыке, литературе, однако затем законодатели решили оставить только кино- и видеопродукцию, отложив вопрос с другим контентом до внесения поправок в Гражданский Кодекс.

Скачивать можно, распространять нельзя

Представители «Яндекс», Mail.Ru Group, Google и РАЭК (Российская ассоциация электронных коммуникаций) отмечают, что возлагает слишком много ответственности на ресурсы, на которых размещен возможный нелегальный контент. Расплывчатость формулировок закона позволяет использовать его и против добросовестных ресурсов, и против отдельных граждан, разместивших контент, впоследствии объявленный незаконным.

Словом, нет никакой ясности с главным — с тем, как будет выглядеть правоприменительная практика, основанная на новом законе.

Вице-спикер Госдумы Сергей Железняк особо подчеркнул, что закон будет направлен против распространителей нелегального контента, а не против пользователей, которые его скачивают.

После принятия закона в первом чтении было уточнено, что блокироваться должна только конкретная страница URL с нелегальным контентом, а не целиком IP-адрес.

Но главные сомнения, пожалуй, вызывает даже не сам закон, а его способность решить задачи, ради которых он принимается. Российский зритель в большинстве своем не хочет платить за отечественное кино вовсе не из скупости, а из-за его чрезвычайно плохого качества. На большинство картин россияне не идут из-за слабых сценариев, плохой режиссуры, отвратительной актерской игры, а не из-за любви к «пиратству». Пример же «Легенды номер 17» показал — качественное кино способно добиваться финансового успеха, и никакие «пираты» ему в этом помехой не являются.

Смотрите также: