Факты
С одной стороны, именно славянские страны остаются ведущими партнерами России. Товарооборот с Украиной в 2007 г. достиг 34 млрд., с Белоруссией – 26 млрд. долл. Минск сохраняет статус ключевого военно-политического союзника Москвы. Русские, украинцы и белорусы в основном не утратили культурных да и просто человеческих связей. В Крым по-прежнему ездят отдыхать «от Москвы до самых до окраин», в белорусском Витебске живет и здравствует песенный фестиваль «Славянский базар».
Между тем, одни славяне время от времени «тырят» газ у других, устраивают торговые склоки. Союзное государство России и Белоруссии буксует уже 12 лет, с помпой заявленное в 2003 г. Единое экономическое пространство утонуло в согласованиях. Отношения с Украиной вообще трещат по швам: официальный Киев рвется в НАТО, грозит выгнать Черноморский флот РФ из Севастополя, запрещает кино на русском языке, прославляет новых «героев» - гетманов, когда-то бившихся с «москалями». Если говорить о более далёких славянах, то и там особым «братством» не пахнет. С Польшей мы ссоримся то из-за мяса, то из-за Катыни, вместе с чехами поляки готовы строить у себя ПРО США, все «еврославяне» (не исключая «братушек»-болгар, словаков, словенцев) давно уже в НАТО. И даже Сербия, несмотря на косовское унижение, скорее видит своё будущее вместе с Евросоюзом.
Комментарии экспертов
Константин Никифоров, директор Института славяноведения РАН:
- Обычно славяне вспоминают о своём единстве только когда им плохо. Когда на СССР напала Германия, о нём вспомнил Сталин, когда США и НАТО начали агрессию против Югославии, о единстве вспомнил Милошевич. Когда славяне о единстве не вспоминают, значит, они чувствуют себя хорошо.
А если говорить серьезно, то славянские народы по-прежнему объединяет общность языков и культуры. Даже когда они разбегались по национальным квартирам, единое культурное пространство сохранялось. И сейчас контакты в области науки, образования расширяются. Работает Форум славянской культуры (штаб-квартира в Любляне, Словения), там есть интересные гуманитарные программы. Многие славяне чувствуют угрозу глобализации и опасаются утратить своеобразие. Отсюда интерес к фольклору, к народным песням, танцам, промыслам и т.д. Но политическое объединение тут не при чем.
Александр Дугин, глава Центра геополитических экспертиз:
- Одни славяне давно встроились в западно-европейскую цивилизацию, другие - в евразийскую. В этом разделении - трагедия славянского мира. Но пока можно и нужно говорить лишь о воссоединении россиян с белорусами и украинцами. На пути к союзу с Белоруссией одна преграда - Лукашенко опасается отдать страну в руки наших олигархов и прозападной элиты. Сближению с Украиной мешает её “оранжевая” власть и наличие в этой стране довольно мощного антирусского анклава. Видимо, ради славянского единения придется колоть её пополам. Западники могут сливаться с США, Европой, НАТО, но две трети украинцев будут на стороне России. А сейчас Ющенко насильно тащит большую часть своего народа на Запад.
Владимир Маленкович, директор филиала Международного института гуманитарно-политических исследований (Киев):
- Никакого мирового единения славян нет и не было. России надо смириться с тем, что симпатии двух третей украинцев не позволят воссоздать общее государство. Ваши политики, которые заявляют о возможности разрыва договоров и ставят под сомнение принадлежность Севастополя, лишь делают подарок украинским националистам. Конечно, разрыв наших связей – это преступление. Но мне кажется, что в самой России никто всерьёз не намерен строить равноправные отношения. Поэтому политика Ющенко - отталкивания от России - сегодня имеет успех.
Дмитрий Орешкин, политолог:
- «Славянское братство» - такой же миф, что и «союз мирового пролетариата». Белорусы с симпатией относятся к России, но не готовы растворить в ней свою государственность. А у нас до сих пор считают, что мы - одна семья, в которой русские – старшие братья. На Украине около 10 млн. человек называют себя русскими. Но при этом ценят свою страну и не хотят сливаться с Россией. Украинская бюрократия считает более выгодной дружбу с Западом. Тут есть своя логика: в Европе людям живётся лучше. К тому же у славянских братьев свежо воспоминание о том, как под соусом культурных ценностей Россия пыталась навязать им собственный строй и идеологию.
Что делать? Формировать культурологическую славянскую общность, расширять пространство русского языка, который пока в СНГ вытесняется английским. Но помнить слова Пушкина о том, что «чуждый язык распространяется не саблею и пожарами, но собственным обилием и превосходством».
Комментарий «АиФ»
История полна примеров, когда с виду братские народы относятся друг к другу без особых нежностей. Австрийцы называют немцев обидным словом «пифке» (аналог украинского «москали»), считают их наглыми и невежественными. Немцы смотрят на австрийцев как на отсталых провинциалов. Эстонцы обзывают финов «лосями». Шотландцы недолюбливают англичан, бельгийцы – французов (и наоборот)...
Так и единение славян – дело почти безнадёжное. Заклинаниями о «вековой дружбе» и «исторических корнях» ничего не добиться. Корни корнями, а дружат в современном мире с теми, с кем это выгоднее и чей пример (устройства государства, экономики и пр.) заразительнее. Чтобы завоевать симпатии, нужно и самим жить лучше, и соседям что-то посулить. Скажем, на днях на пресс-конференции в «АиФ» представители «Справедливой России» и украинского Союза левых сил предложили по аналогии с «карточкой поляка», которую раздают жителям западных регионов Украины с польскими корнями, дать шанс желающим украинцам получить «карточку русского». В случае введения Киевом визового режима такая карточка облегчит въезд в Россию, даст право на работу, медпомощь, поступление в вуз, упрощённую процедуру получения гражданства. По опросам, «карту русского» уже готовы получить 13–15 млн. украинцев.Ничто так не укрепляет дружбу, как предложение общего табачка.
Смотрите также:
- Михаил Веллер: Большевики на 70 лет отложили развал империи →
- Эдуард Лимонов: «Я ощущаю себя мрачным, старым и мудрым» →
- Индекс позитива. Какой она будет, наша «дорога к храму»? →