Однако, в этой истории есть «подводные камни». На поверхности все кажется просто. Кинь клич, позови волонтеров и дело пойдет. Но это не так. Отсутствие опыта организации волонтерской работы и популярное ныне потребительское отношение к людям принципиально мешают привлечению и работе добровольцев. Ни о какой системной работе волонтеров в госучреждениях не может быть и речи, пока с их стороны не будет поняты и приняты некоторые важные принципы. О чем-то я уже писал. Постараюсь дополнить сказанное.
Что не понимают в госучреждениях?
1. Волонтеры - не бесплатная рабочая сила. Они - не «мигранты-таджики» и не сидят где-то в ожидании любого поручения или приказа. Может быть, это будет откровением, но нынешние добровольцы не пойдут с улыбкой на лице копать или мыть полы, если это совершенно им лично не нужно.
Сегодня волонтеры – это, как правило, молодые люди, решившие часть своего времени (в среднем от 3 до 8 часов в неделю), сил и умений отдать на доброе дело. Они отличаются тем, что заранее, исходя из своих мотивов, знают область своего участия. Добровольцы порой не разбираются в деталях, но четко понимают, что хотят работать именно с сиротами или именно в больнице с детьми, или тушить пожары, или кормить собак на улице. Такое ясное желание и внутренний мотив является той основой или, лучше сказать, тем источником энергии, из которого питается волонтерское служение.
2. Волонтер - тот, кто, как правило, делает что-то ради благополучателя (больного ребенка, пенсионера, инвалида), а не ради учреждения или организации его привлекшей. Волонтеру жизненно необходим востребованный благополучателем и в тоже время достижимый и ясный результат.
Именно поэтому взаимодействие с волонтерами - это всегда договор (волонтер, волонтерская организация (группа) и благополучатель), где учитываются взаимные интересы и находится компромисс. При договоре необходимо учесть, прежде всего, глубокие сердечные желания добровольца и встроить их в системную работу, в жизнь организации. Иначе ничего не получится. К примеру, желание организовывать праздники для больных детей не может воплотиться через мытье полов в травмпункте для взрослых.
3. Обращения в волонтерские организации из государственных учреждений с просьбой прислать (дать) волонтеров - бессмысленны и неэтичны. Если человек - волонтер, то он уже где-то занят, он доверился конкретной организации, он уже свое время и силы кому-то отдал, он уже еженедельно что-то делает. Волонтеры заблаговременно набираются и готовятся к конкретным делам.
4. Надо понимать, что волонтер, как правило, юридически ни за что не отвечает. Область его ответственности во многом определяется им самим исходя из внутренних сил. Из опыта знаю, что добровольцы, если они прошли отбор и подготовку - люди ответственные, но это не меняет сути дела. Волонтер имеет право в любой момент на основании только лишь своего решения прекратить работу. И такое его право обязательно обговаривается в начале. Отсюда кстати и проистекает приоритет групповой работы, способной компенсировать индивидуальности.
Волонтер предлагает только ту компетенцию и умения, которые не только может, но и хочет (!) дать. К примеру, отличный шофер может сказать, чтоб его никогда не просили сесть за руль, что в детском доме он только тренер по футболу.
5. Мы хорошо знаем, что есть деятельность очень востребованная, но неинтересная или трудная для волонтеров. Известно, что сегодня наиболее популярна работа с детьми. Больше всего юноши и девушки желают играть, общаться, учить, поздравлять, дарить подарки и т.д. Дети - очень благодарная аудитория, они искренни и открыты к общению, даже когда им плохо. Дети готовы собираться группами, общаться, что-то вместе творить. Организация досуга детей не входит в компетенцию больницы и поэтому волонтеры чувствуют себя более свободно и творчески.
Иначе обстоят дела со взрослыми. Несмотря на то, что во многих больницах есть запросы на помощь медперсоналу в уходе за больными, далеко не везде что-то возможно. Именно потому, что взрослые - не дети, они меньше или почти не нуждаются в играх и развлечении. Общее подавленное состояние больных, уставшие лица, слабый отклик на предложения волонтеров, гнетущая обстановка взрослой больницы и даже неприятные запахи - все это очень серьезно сказывается и определяет непопулярность взрослых учреждений.
Волонтеры, кстати, очень четко чувствуют важность и необходимость запроса. Бессмысленно «из пальца высасывать» проблемы и стараться набрать добровольцев, лишь бы поставить галочку в каких-то отчетах. Опыт организации летней практики для школьников не подходит для добровольцев, которые не будут часами сидеть в коридорах больницы, ожидая, что какой-нибудь медбрат вдруг вспомнит о них и попросит переставить ведро из одного угла в другой.
Если мы хотим достичь чего-то позитивного, то должны понимать, что больницы или приюты или детские дома не должны сегодня исходить из положения своего превосходства и навязывать ту работу, которая не привлекает волонтеров. В общем, тенденция такая, чем более эмоционально позитивная деятельность, тем больше волонтеры туда идут. Но это правило говорит лишь о количестве желающих помогать из общего числа. Не более. Если необходимо выносить «утки», мыть полы, помогать бездомным, убирать мусор на улицах, то это вполне решаемые задачи. Но надо не только вложиться в привлечение волонтеров, но и потратить много сил на их удержание, поддержку и командообразование.
6. Наиболее эффективный алгоритм работы волонтеров – групповой. Если есть некая добрая идея (работать в больнице, ремонтировать квартиры, организовывать мастерклассы в детских домах), то ничего произойдет, пока не появится человек, разделяющий эту идею и готовый взять ответственность за ее реализацию через руководство волонтерской группой. Такого человека мы называем координатором. Именно он отвечает за организацию труда волонтеров. На роль такого человека не может подойти кто-то из больницы (детского дома), кому в нагрузку поручили возиться с волонтерами. В этой области личная мотивация - это почти все. Если есть ответственный за реализацию идеи, его нужно обучить и обеспечить ресурсами, профессиональной и психологической поддержкой. Надо учитывать, что понимание дела и работа с группой волонтеров будут для координатора сугубо личными, почти всегда авторскими. Достаточно того, что он будет разделять общие ценности организации, следовать общей цели, вместе с волонтерами реализовывать поставленную или выбранную задачу.
Выводы
В идеале при каждой больнице или приюте должен быть свой волонтерский центр. Но такая перспектива видится мне очень отдаленной. Сегодня больницы не умеют работать с волонтерами, но они могут вполне позитивно на партнерских основаниях взаимодействовать с волонтерскими организациями.
На первых порах в подавляющем большинстве случаев добровольческие движения возьмут ответственность за дела, так или иначе, популярные у волонтеров. Со временем будут появляться волонтерские группы. Кстати, это процесс долгий – от полугода до года. Но если госучреждения научатся разделять ответственность за организацию труда волонтеров, вложат свои ресурсы и в некотором смысле даже перестроят свою работу, то дело устоит и будет развиваться. Общий поток волонтеров и накопленный опыт позволят со временем привлечь добровольцев и в непопулярные области.
Юрий Белановский, Руководитель добровольческого движения «Даниловцы» |
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции