Нашествие короеда: подмосковные леса стремительно погибают

Где окопались вредители?

Такой прогноз сделал ещё осенью 2012 г. экс-губернатор Московской области Сергей Шойгу. И добавил, что если ничего не делать, то каждый год количество гектаров лесов, которые надо вырубать, будет удваиваться. Что же сделано для того, чтобы мы не остались без ельников?    
   

Если судить по отчётам ведомств и принятым документам, борьба с короедом-типографом идёт полным ходом. Есть планы санитарных и сплошных вырубок, о заражённых участках леса можно сообщить по телефону «горячей линии» Федерального агентства лесного хозяйства (8‑800-100-94-00), создаются питомники саженцев, а в Пушкинском и Сергиево-Посад­ском районах идёт эксперимент с феромонными ловушками, в которые попадают 15-18% короедов, обитающих на опытных участках. На субботнике в Павлово-Посадском районе волонтёры, пришедшие с лопатами и оптимистичными плакатами вроде «Врёшь, короед! Не пройдёшь!», высадили 120 тыс. деревьев.

«Мы ставим на ближайшее время задачу посадить в М­осковской области минимум 7 млн деревьев на 2 тыс. гектаров», - заявил Андрей ВоробьЁв, врио губернатора Московской области. Обнародованы даже данные, где окопались вредители (см. карту).
 
Нажмите для увеличения
 Инфографика Юлии Аганиной

Одна ёлка - 40 тыс. жуков?

Но экологи и чиновники по-разному оценивают масштабы бедствия. «Официальная карта показывает

основные места массовой гибели лесов, - говорит Алексей Ярошенко, руководитель лесной программы «Гринпис России», - но она практически не отражает очаги поражения в пределах бывшего лесопаркового защитного пояса Москвы, национального парка «Лосиный остров», Завидов­ского заповедно-охотничьего хозяйства».
 

«Бороться с короедом надо прямо сейчас, иначе в начале июля из-под коры вылетит новое поколение

жуков, - объясняет Алексей Маслов, ведущий научный сотрудник Всероссийского НИИ лесоводства и механизации лесного хозяй­ства. - На одной ёлке может быть 6-9 тыс. жуков-родителей и 30-40 тыс. их детишек. Тут никакие дятлы не справятся. Счёт идёт на недели, а бюрократическая система и федеральный закон о госзакупках не позволяют быстро вырубить и, самое главное, вывезти заражённую древесину. В мае 2010 г. я выявил в лесу в подмосковном Хотькове пять заселённых жуками деревьев. Если бы лесничество могло сразу их вырубить, лес был бы спасён. Но этого не произошло, и сейчас там поражены и гниют все деревья!»

Как сохранить лес: 6 простых и нужных правил. Инфографика>>

Самый действенный способ  - поливать леса инсектицидами с воздуха - запрещён законом, ведь в Подмосковье полно деревень, дач и засеянных полей. Неужели Москву и область ждёт судьба Удмуртии, где чиновники годами занижали данные о количестве короедов, а прошлой осенью ввели чрезвычайное положение? 

   
   

Смотрите также: