Андрей Сидорчик: Россия во власти ЕГЭ

В школе, где учится моя дочь, из-за ЕГЭ в довольно странное положение попали ученики младших классов. Формально начавшаяся неделя считается у них учебной, однако на время сдачи ЕГЭ старшеклассниками в школе им находиться нельзя.

   
   

В результате дочка вместе со своим третьим классом отправилась сегодня в культпоход в кино. За счет родителей, естественно. Куда их отправят в следующий раз, преподаватели пока не говорят.

В некоторых других школах вышли из положения еще проще, объявив, что младшие классы в дни проведения ЕГЭ не учатся, и полностью переложив вопрос на плечи родителей.

Впрочем, подобного рода затруднения – мелочи по сравнению с вопросом о целесообразности существования самого ЕГЭ.

С момента его введения критиков у него было значительно больше, чем сторонников. Сторонники ЕГЭ занимали довольно странную позицию: признавая огромное количество недостатков, насмерть стояли за его сохранение, уверяя, что все наладится, если вот тут «подкрасить», а там «подштукатурить».

Никто так и не ответил внятно на вопрос: а зачем было обрушивать на головы российских школьников ЕГЭ, если его сыроватость, спорность и сомнительность была очевидна с самого начала?

   
   

Главные аргументы, выдвигаемые в пользу ЕГЭ – он позволяет снизить коррупционную составляющую и дает равные возможности для поступления в вуз как жителям столицы, так и регионов.

На деле ЕГЭ обернулся сказочным превращением республик Северного Кавказа в «регион юных гениев», где выпускники показывают результаты, потрясающие воображение.

Вот только когда кандидаты в Стивы Джобсы из Адыгеи и в Биллы Гейтсы из Ингушетии прибывают в столичные вузы, преподаватели хватаются за головы, ибо «гении» на практике не в состоянии написать элементарный диктант на русском языке.

Каждый год материалы текущего ЕГЭ оказываются в Интернете, несмотря на яростную борьбу, развернутую против этого явления государственными органами. И, судя по тому, что подсказки эти востребованы, сдающие ЕГЭ выпускники, которым официально запрещено использование каких-либо гаджетов, тем не менее, находят лазейки в формально «неприступной обороне» пунктов сдачи Единого госэкзамена.

Приток в столичные вузы студентов из регионов после введения ЕГЭ действительно имел место, однако увеличение оказалось незначительным в сравнении с предыдущим периодом.

И прирост этот полностью дезавуируется качеством образования поступающих, о котором уже говорилось выше.

Ведущие университеты страны добились для себя права введения дополнительных испытаний для абитурентов, чтобы создать защитный фильтр от кандидатов с откровенно «липовыми» баллами ЕГЭ.

Вузы вынуждены тратить учебное время, дабы как-то подтянуть «полуфабрикатов» ЕГЭ до уровня, мало-мальски соответствующего уровню студентов первого курса института.

Университетские преподаватели откровенно говорят: уровень образования в средних школах России неуклонно падает.

Процесс обучения в них превратился в процесс натаскивания на результат при сдаче ЕГЭ. Учитель сегодня не воспитывает гармонично развитые личности, не развивает таланты – государство платит ему не за это. Педагог должен дать результат на ЕГЭ, и именно под эту цель он выстраивает учебный процесс.

Что такое ЕГЭ и как его сдают?>>

Вузы, в свою очередь, получают студентов, у которых начисто атрофирована способность мыслить нешаблонно, в результате чего воспитать собственных «Платонов» и «Невтонов» все сложнее и сложнее.

Парадоксальная вещь: единственный ныне живущий в нашей стране лауреат Нобелевской премии по физике Жорес Алферов является категорическим противником ЕГЭ. Однако, судя по всему, даже мнение человека, достигшего высшего признания в мировом научном сообществе, на российских чиновников не влияет никак.

В свое время в России была проведена «приватизация по Чубайсу», несправедливость и разрушительные последствия которой сегодня признаны практически официально. При этом также официально заявляется, что пересмотр ее итогов невозможен.

Ровно таким же образом сохраняется в нашей стране ЕГЭ – при всех убедительных аргументах против него, власть упрямо навязывает отечественному образованию «диктатуру ЕГЭ».

Почему? Самый точный ответ есть у популярных юмористов с Урала: «Потому что гладиолус».

В этом ответе, во всяком случае, значительно больше смысла, чем в витиеватых речах чиновников Минобразования, с пеной у рта доказывающих, что ЕГЭ – это хорошо.

 

 Андрей Сидорчик, 

Редактор раздела «Общество» «AиФ».ru

 

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции