В исследовании ВЦИОМ приняли участие 25 экспертов отрасли — представители органов власти, профессиональных ассоциаций, транспортных компаний, осуществляющих грузоперевозки, крупных компаний-грузоотправителей, ведущие ученые.
Железнодорожный транспорт, учитывая целый ряд факторов, популярен и востребован среди населения страны, кроме того, он выполняет 17,6 % общего объема грузовых перевозок, осуществляемых транспортом общего пользования, или 43,3% общего грузооборота всех видов транспорта в России.
Пассажирские перевозки
На сегодняшний день государство сокращает субсидирование железнодорожного транспорта.В то же время, как свидетельствуют данные исследования ВЦИОМ, пассажирские перевозки нуждаются в серьезном финансировании со стороны государства. Об этом также свидетельствует мировой опыт. Специалисты, участвовавшие в исследовании, уверены, что говорить о возможности удовлетворения запросов населения на мобильности и доступность передвижения по стране будет возможно только в том случае, если такая поддержка будет оказана. «Могу предположить, что если в ближайшее время не будут выделены дополнительные средства из федерального бюджета, мы можем получить достаточно серьезный социальный взрыв» — подчеркнул заместитель председателя Комитета Государственной Думы по транспорту Александр Старовойтов.
Сохранение субсидирования особенно важно для пригородного сообщения в регионах страны.По предварительным оценкам пригородных компаний, размеры пригородного движения могут быть снижены более чем в 2 раза от текущего уровня. Эксперты полагают, что повышение тарифов не является выходом из ситуации. Льготные тарифы, по их мнению, нужно сохранить, причем оптимальным решением будет выделение средств из региональных бюджетов на пригородные перевозки.
Исследование ВЦИОМ также затрагивает проблему недобросовестного конкурентного давления на железнодорожный транспорт со стороны других видов транспорта, особенно в части распределения государственного финансирования. По мнению экспертов, для выравнивания ситуации необходимо пересмотреть принципы субсидирования и разработать систему адресных дотаций на оплату пассажирских перевозок — социальных карт для незащищенных слоев населения.
Еще одна возможная мера, предложенная экспертами, — перераспределение дорожного налога между железнодорожным и автомобильным транспортом.
Кроме того, специалисты пришли к выводу о необходимости в ближайшем же времени модернизировать нормативно-правовую базу в сфере регулирования пассажирских перевозок.
Грузовые перевозки
Была принята Концепция создания терминально-логистических центров на территории РФ, которая, по сути, является национальным проектом и имеет важное значение для экономики. Предполагается, что ее реализация поможет повысить скорость прохождения грузов и эффективность транспортной системы за счет снижения транспортных издержек.
Проект также будет способствовать повышению конкурентоспособности предприятий, увеличению объемов производства, модернизации индустриальных мощностей, увеличения числа рабочих мест, снижения экологической нагрузки, развития национального рынка логистических услуг.
Специалисты отмечают, что для того, чтобы проект был реализован в полной мере, требуется разработка ряда нормативно-правовых документов, регулирующих взаимоотношения перевозчиков с региональными органами исполнительной власти.
При этом эксперты считают, что развитие института частных перевозчиков грузов нецелесообразно, ведь они не будут заниматься обслуживанием и развитием инфраструктуры.
Инфраструктура
По данным исследования ВЦИОМ, до 70% издержек ОАО «РЖД» не зависят от объемов перевозок. Наибольшая часть затрат связана с поддержанием пропускной способности железнодорожного транспорта.
Перейти на качественно новый этап развития железнодорожному транспорту поможет, по мнению экспертов, повышение пропускной способности инфраструктуры, сооружение дополнительных путей, модернизация железнодорожных станций, обновление парка локомотивов. Также «внедрение высокоскоростных магистралей, в частности в области контейнерных перевозок, позволит существенно увеличить объемы перевозимых грузов» — отметил депутат Старовойтов.
Тарифное регулирование
Эксперты подчеркнули необходимость привлечения в отрасль частных инвесторов и активного внедрения модели частно-государственного партнерства. Для этого необходимо создать понятный и прозрачный для инвесторов механизм определения тарифов. Такой механизм поможет не только привлечь необходимые инвестиционные ресурсы, но и полностью восстановить железнодорожную сеть в течение ближайших 20 лет.
Смотрите также:
- Матвиенко призвала развивать государственно-частное партнерство в соцсфере →
- Без ЧП и ЧС. В Адыгее работает программа защиты общества →
- Второй этап транспортной забастовки начинается в Италии →