В отличие от целого ряда постсоветских стран, где психически нездоровые элементы, по странному стечению обстоятельств ставшие вдруг политической элитой, объявляют 9 Мая днем траура, в России День Победы поддерживается на государственном уровне.
А ведь был период в начале 1990-х, когда просто выйти на демонстрацию 9 Мая в Москве было сродни гражданскому подвигу, ибо на уровне властей рассматривалось это не иначе как попытка «красно-коричневого реванша». Я уже не говорю о потоках оскорблений и «разоблачений» в СМИ, в которых память солдат Великой Отечественной подвергалась поруганию.
Похороны ко Дню Победы
Сегодня, слава Богу, те времена ушли. Каждая уважающая себя компания старается одарить своих сотрудников целым ворохом георгиевских лент, парад Победы стал обязательным атрибутом официальных торжеств, а ветеранам в канун праздника оказывается повышенное внимание.
И теперь выясняется, что во времена абсолютного признания Дня Победы этот праздник оказывается под куда более страшной угрозой, нежели в период гонений.
Потому что тот период отрицания и поругания подвига наших дедов и прадедов, случившийся на рубеже исторических эпох, заложил ядовитые семена, которые сейчас дают всходы.
Это похоже на голливудский ужастик «Чужой»: живет рядом с вами человек, обычный и адекватный с виду, и вдруг в канун Дня Победы из него вылезает агрессивное, чудовищное нечто, отвратительное и мерзкое.
С 1997 года в России существует «Военно-мемориальная компания». Образована она была для того, чтобы достойно провожать в последний путь ветеранов войны. За счет государства на могилах людей, прошедших Великую Отечественную, устанавливаются памятники.
Весьма достойное дело. Вот только глава мурманского филиала компании Александр Беликов в канун Дня Победы в 2013 году решил разослать письма о возможности выгодно захорониться еще живым ветеранам.
Участники войны сегодня – люди весьма солидного возраста, и многим от такого «поздравления» стало плохо.
Когда история получила широкую огласку, власти области посоветовали Беликову извиниться и уволиться. Сам господин Беликов уйти с поста оказался готов, но особенно краснеть от своего деяния не намерен – мы просто информировали людей о положенных им льготах, пояснил он.
«Возлюбленный» фронтового поэта
Взывать к совести и чувствам господина Беликова бесполезно, поскольку он в этой ситуации действовал как бизнесмен.
Бизнесмен, который не понимает, что такое День Победы, и кто такие ветераны войны. Чувство сопричастности, уважения к великому подвигу, совершенному народом, у господина Беликова даже не атрофировано – его вообще нет, и никогда не было.
И не только у него одного. Например, в Москве на Рождественском бульваре ко Дню Победы разместили стенды в виде книжек со стихами поэтов-участников Великой Отечественной.
Читать эти стихи без слез было невозможно, и не только из-за проникновенных авторских строчек. Создатели проекта допустили чудовищное количество грамматических ошибок и опечаток, провели редактуру только по одним им известным принципам, превратив выстраданные солдатами поэтические откровения в плохо рифмующееся графоманство.
Мало того, стихи Юлии Друниной были перепутаны со стихами Павла Шубина, отчего поэт-фронтовик Шубин со стенда сообщает прохожим о наличии у себя «любимого». Да и другим авторам пришлось не лучше, ибо стихи были безбожно перепутаны, и единственным, кому посчастливилось оказаться на одном стенде со своим творчеством, стал Константин Ваншенкин.
Справедливости ради, нужно сказать, что как только в Интернете начался шум по поводу данного позорища, его спешно убрали. Возможно, теперь доведут до ума. Но ведь раньше кто-то создал и поставил его в таком виде!
Это только два факта в канун Дня Победы. А если приглядеться, их обнаружатся десятки, если не сотни. И повторяется это уже не первый год: то безногим инвалидам дарят к празднику носки, то на поздравительных плакатах вместо советских оказываются немецкие танки, и так далее, и тому подобное.
Скрытая угроза
Дело не в мелких сбоях, а в отношении ко Дню Победы. Если в сердце, в крови, в генах твоих живет память о тех, кто ценой своей жизни подарил тебе право на существование, физически невозможно относиться к 9 Мая как к формальности, как к некоему проходному обязательному дню, в который нужно совершить определенные действия, смысла и сути которых ты не понимаешь.
Когда же мы постоянно сталкиваемся с подобными проявлениями «формальной памяти», становится ясно, что проблема очень серьезна.
Последствия огульного отрицания и охаивания Победы, сотен книг, фильмов, телепередач, где советские солдаты были представлены недоумками, насильниками, «пушечным мясом», где наши полководцы были показаны пьяницами, грабителями и идиотами, где сама война была представлена как бессмысленное забрасывание немцев трупами, будут аукаться нашей стране еще очень долго.
Те, кто пропитался этой заразой, сегодня искренне не понимают, что особенного в этом празднике, и чем они обязаны этим немощным старикам, которых год от года все меньше.
Эти «чужие», конечно, не убивают окружающих, в отличие от своих голливудских собратьев, но для будущего России они опасны не меньше. Они распространяют вокруг себя равнодушие, уничтожающее историческую память нации быстрее любых запретов.
Выжечь «чужих» каленым железом невозможно, можно только свести их влияние до минимума, одновременно уделяя особое внимание воспитанию нового поколения в духе уважения к своей истории.
Иначе фраза «никто не забыт, ничто не забыто» через пару десятилетий будет восприниматься просто как пример рекламного слогана середины XX века.
Андрей Сидорчик, Редактор раздела «Общество» «AиФ».ru |
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Смотрите также:
- О чем говорит появление скандального опроса на «Дожде». Мнение экспертов →
- Анатолий Карпов: Европа пытается демонизировать Путина, а не Россию →
- Константин Кудряшов: Сталин и ликвидация безграмотности →