Храм или склеп?
Почему храм вырыт в земле? Да и храм ли это? 7 тысяч найденных здесь скелетов вроде бы указывают на погребальное назначение сооружения, но аналогов в мировой архитектуре нет. А если массовый склеп, тогда зачем ему обилие залов, разнообразных по геометрии и конструкции, причём распределённых по трём уровням? И уж совсем изумляет, что этот храм не построен из известняка, как все прочие на Мальте, а буквально выдолблен в нём.
Культуролог Стефен Флориан знает Гипогей, как собственную квартиру. Наверху, точно над храмом, до сих пор стоит дом его бабушки, в котором мальчишка провёл часть детства. В 70-е годы будущий музей был не объектом мирового культурного наследия, охраняемым ЮНЕСКО, а заброшенным подвалом с запахом плесени и стрекотом летучих мышей, в который забирались только бомжи, редкие туристы да такие же, как он, сорванцы.
Пацаны знали каждую ступеньку винтовой лестницы на ощупь. Ведь в заброшенном храме была полнейшая темнота. Знали также, что на третьем, самом нижнем уровне есть ловушка — семь косых асимметричных ступеней разной геометрии, расположенных друг над другом. Хитрость такова: ожидая, что ступня вот-вот упрётся в камень, но не находя опоры, человек терял равновесие и падал в яму. Высота гладких стен ловушки превышает два метра, так что из неё не выбраться. Слишком продуманное коварство, чтобы считать его случайностью! Не зря, видно, Гипогей был заполнен скелетами. На памяти Стефена сюда угодила пожилая французская туристка. Игравшие во дворе мальчишки позвали взрослых, те вызвали спасателей — и бабуля отметила день второго рождения.
Полный антипод
Но самая уникальная тайна Гипогея поджидает в дальнем тупиковом зале второго уровня. Это помещение яйцевидной формы с непонятным кольцевым заглублением в стене и круглым окном, ведущим в глухое смежное помещение. Столь необычная геометрия определяет небывалый эффект: якобы здесь существует только мужское эхо, а женского нет. Правда, теряется «эхо», только если говорящий стоит в геометрическом фокусе «яйца». Как я ни упрашивал музейщика, строго сбивавшего девять посетителей в кучку, пропустить меня к волшебной точке, он был непреклонен — заходить за оградительную цепочку строжайше запрещено.
Поэтому пришлось кричать с того места, где стоял. Эхо отвечало мне моим же, но более высоким голосом. Потом попросил «подать голос» москвичку Свету, оказавшуюся со мной в группе. Её голос, высокий и мелодичный, отозвался женским же, но ещё более высоким и тонким.
Готов поверить, что в предельном случае — когда стоишь в фокусе — высокая частота преодолевает предел слышимости, превращаясь в ультразвук. Так пропадает женский голос.
Опрошенные мною физики не могут объяснить, как достигается этот акустический эффект.
Возможно, исчезновение женского начала в подземном храме — такой же перевёртыш негативной архитектуры, как развитие этажности сверху вниз, как культ смерти вместо культа жизни, как тьма вместо света?
Между Гипогеем и одним из крупнейших наземных храмов Мальты Таршином всего-то 300 метров. На острове Гоцо в 300 метрах от другого знаменитого храма — Джгантия — также найден подземный храм. Может, неподалёку от каждого из 23 уцелевших мальтийских храмов следует искать негативную оппозицию? Эту красивую мысль высказал археолог из Кембриджа Дэвид Трамп.
Такая дуалистичная философия строителей храмов не позволяет считать их примитивными дикарями. Однако истинные дикари на Мальте всё же были. Причём не в доисторическую эпоху, а в середине просвещённого XIX века. Низкорослые, покрытые шерстью люди, объясняющиеся друг с другом жестами и мычащие междометиями, жили в просторной пещере Ар иль-Кбир на южном побережье Мальты. Стадо из 200 особей относилось к тому виду человекоподобных, которых в наше время называют «снежными людьми» и тщетно разыскивают по всей планете. О них читайте в следующем репортаже.
Смотрите также:
- Сумасшедшие ученые: зачем Ньютон варил часы, а Бойль кипятил мочу →
- Камни-лекари. Могут ли древние изваяния исцелять людей? →
- На Вятку прилетал НЛО? →