Кран-букса по-закавказски
Первичный осмотр показал необходимость замены кран-буксы. Проклиная всё на свете, рассыпавшись в извинениях перед руководством, бросился я на поиски нужной детали.
Добравшись до строительного рынка, я посетил шесть торговых точек. В одной мне встретился продавец-узбек, в другой – то ли украинец, то ли молдаванин, а в оставшихся четырёх – граждане солнечного Азербайджана. Один из них ради того, чтобы заняться мной, оторвался от просмотра по Интернету канала азербайджанского ТВ, где в этот момент вещал великий и мудрый президент Ильхам Алиев.
Скажу сразу – подобрать стопроцентно подходящую деталь не смог никто. Отдельные советы торговцев выглядели безумием даже с моей дилетантской точки зрения. В конце концов пришлось купить сразу несколько примерно подходящих образцов и испытать на практике. В итоге устранить проблему удалось с помощью кран-буксы, предложенной «молдавско-украинским» товарищем.
Но вот какой у меня возник вопрос – а с чего вдруг рынок продаж сантехнического оборудования оказался в руках выходцев из Азербайджана?
Если торговлю арбузами и помидорами можно считать делом, близким данной нации хотя бы потому, что эта бывшая республика Союза всегда славилась и тем, и другим, то вот о качественной сантехнике «мэйд ин Баку» мне слышать не приходилось.
С чего же тогда вдруг ведущими «операторами смесителей и раковин» вдруг оказались эти ребята? Не имея ничего против жителей Закавказья, тем не менее задаюсь вопросом – неужто в России не хватает своих продавцов жилищно-коммунального железа?
Сюжет для Марио Пьюзо
Нам иногда говорят – россияне на такую работу не согласны. Мол, зажрались, подавай им большие зарплаты. Но вот вам классический пример. Устроиться на работу дворником в Москве столичному жителю практически нереально. Не пойдёт-де москвич махать метлой с утра до ночи за 12 тысяч рублей в месяц. А таджик готов.
Не договаривают нам самой малости – что на зарплату дворника выделяется 52 тысячи рублей. Но 40 тысяч из них до работника не доходят, а растворяются в воздухе.
Москвич такого «растворения» не потерпит, а бесправный «гастарбайтер» готов. Для него 12 тысяч в месяц при жизни в обнимку с мусорным баком – невероятное счастье, удача на фоне кромешной нищеты «горячо любимой Родины».
С азербайджанцами всё не совсем так. В кромешной бедности они не замечены, наоборот, уверенно скупают квартиры, машины, получают российское гражданство. А подступиться стороннему к торговле арбузами, помидорами или теперь вот уже и сантехникой нереально – всё находится под чётким контролем устойчивого объединения соплеменников, которые чужаков на свою территорию не пускают.
Но подобное объединение невозможно в чужой стране, если оно не имеет поддержки в местных властных структурах.
Точно так же воспетая в «Крёстном отце» итальянская мафия в США никогда бы не обрела силу и мощь, не имей она поддержки в Конгрессе и Сенате.
Так и в современной России – за каждым таким вот «сантехником» стоит целая цепочка, тянущаяся куда-то на самый верх отечественной властной вертикали.
И вот когда в том же Петербурге или Москве успешные объединения «сантехников» начинают регулировать клановые споры, снимая шикарнейшие залы престижнейших заведений, или палить, катаясь на навороченных «тачках» перед торжеством в самых дорогих ресторанах, среди аборигенов (уж простите, на фоне гостей самих россиян иначе и не назовёшь), начинает идти глухой ропот. Так ли уж нам нужны «азербайджанские сантехники», если половина жителей регионов России страдает от безденежья и безработицы?
Негосударственный интерес
Проще всего заявить: русские ленивы, в сотый раз упомянув про печь и Емелю.
Но простите, в ком будущее страны – в россиянах или умелых специалистах перепродаж из Закавказья, не производящих ничего из того, чем они торгуют?
Можно было бы сказать: в обмен на работу граждан бывших республик СССР в России мы получаем союзнические отношения с этими новыми странами.
Но на деле – ничего подобного. Несмотря на миллиарды долларов, которые «азербайджанские сантехники» шлют на Родину, отношения с Азербайджаном далеки от совершенства. Например, Азербайджан заломил такую цену за эксплуатацию Россией РЛС в Габале, что российские военные предпочли совсем отказаться от её использования.
Азербайджан в куда большей степени ориентируется на Турцию, исламские страны и США, нежели на Россию. Но тогда с какой стати нам тут создавать режим наибольшего благоприятствования гражданам этой страны?
Таджикистан, в отличие от нефтеносного Азербайджана, зависим от денег, поступающих от гастарбайтеров, работающих в России, практически полностью. Но и там политический курс довольно своеобразный. А помощь со стороны Таджикистана в борьбе с наркотрафиком, идущим через территорию этой страны в Россию, остаётся в большей степени на бумаге.
И такая двойственность существует в отношениях едва ли не со всеми странами ближнего зарубежья: пока граждане этих республик зарабатывают в России на хлеб с маслом, их правительства не считают себя ничем нашей стране обязанными. Более того, не преминут в собственных учебниках расписать «российский колониализм» и «советскую оккупацию».
Похоже, причина этой двойственности лежит в том, что международные соглашения вообще не имеют отношения к деятельности легальных и нелегальных мигрантов в России.
Российские чиновники просто имеют хороший кусок от того пирога, который зарабатывают здесь граждане стран, сбросивших «русское иго».
А получив этот самый куш, отечественный чиновник готов закрыть глаза на всё что угодно. Он свято уверен, что весь этот клубок проблем придётся распутывать не ему. В крайнем случае, вилла на Лазурном побережье или домик в Лондоне всегда готовы принять очередную «жертву политических гонений».
Андрей Сидорчик , Редактор раздела «Общество» «AиФ».ru |
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Смотрите также:
- Человек эпохи Возрождения. Как Уго Чавес вернул миру социализм →
- Владимир Полупанов: А за что нас любить? →
- Уго Чавес: умираю, но не сдаюсь →