Максим Горький: Свет ученья

Максим Горький. Фото: www.russianlook.com

Максим Горький, писатель, публицист. Речь для «Свободной ассоциации развития наук», апрель 1917 г.

   
   

Народ должен знать, что ныне он живёт в атмосфере, со­зданной для него именно наукой. А он не знает этого. Ему должно быть понятно, что собирающий в поле цветы не бездельник, а человек, который воспитывает деревне агронома. Что рубаха на его плечах сработана на станке, который нельзя соз­дать, не зная математики, и что лекарство врача явилось результатом кропотливой работы учёного. Он должен знать, что в мире есть разум, который неустанно и любовно заботится о его жизни, о его интересах, о том, чтобы облегчить его труд, украсить жизнь.

Однако нет страны, где наука, высшее выражение жизни нации, существовала бы в большем загоне, где к её свободным стремлениям относились бы более враждебно и где с людьми науки обращались бы более отвратительно, чем в России. Вы сами знаете, как нагло и грубо грязная рука политики касалась чистых крыльев науки. Вы помните, сколько сильных людей из среды наших учёных принуждено было покинуть родину, сколько прекрасных талантов задохнулось в ней, не успев использовать своих сил.

Мы привыкли ко многому, что пагубно для нас. Века жили мы со связанными руками, с закрытым ртом. Мы плохо умеем говорить правду, мы трусливы, мы не любим труда. У нас не развито чувство личной ответственности за безобразие и позор нашей жизни. У нас нет гордости собою, нет уважения к ближнему… Источник наших несчастий - наша малограмотность. Чтобы хорошо жить, надо хорошо работать, чтобы крепко стоять на ногах, надо много знать.

И я глубоко убеждён, что без насыщения наукой для демократии нет будущего. Нам, русским, особенно необходимо привить уважение к разуму, развить в себе любовь к нему, почувствовать его универсальную силу. Надо понять, что разум - наше светило, что он - магма, способная согреть нас изнутри, что лишь на его светлых крыльях мы вознесёмся к высоте, достойной человека, достойной его страданий в поисках истины и его неукротимой тоски по истине.

Смотрите также: