Кто выучит на патриота?Проблемы и достижения негосударственных вузов

   
   

Слабые уйдут

Вопрос, который Александр Вильсон задал гостям, был таков: «Отличаются ли подходы государства к образовательным организациям разных форм собственности?»

«Все мы родились в СССР, и «негосударственное» многие понимают как «антигосударственное», - заметил Амет Володарский. - А ведь в начале 90-х благодаря частному образованию фактически был сохранён научно-педагогический потенциал советской школы. Сегодня в законе об образовании говорится, что независимо от формы собственности аккредитованные вузы имеют право на бюджетное финансирование. Но много вы знаете частных вузов, которые его получают?»

«Негосударственная система образования гибкая и адаптируемая к изменениям рынка, - уверен Владимир Минаев. - Кстати, по сравнению с перестроечным периодом число вузов в России увеличилось в 2,5 раза, студентов - в 3 раза, а профессорско-преподавательский состав возрос только на 25%. Какое уж тут качество образования? Поэтому скоро мы выясним, кто же неспособен пойти к новым вершинам негосударственного образования. Слабые уйдут, но сильные останутся и приумножат свои возможности».

«Я считаю самой острой проблемой содержание образования, - отметил Владимир Дмитриев. - Психофизиологические возможности ученика просто не дают ему охватить весь объём, он в постоянном стрессе. Количество профильных предметов увеличивается, а содержательная часть становится чрезмерно сложной. В СССР матанализ относился к высшему образованию, сейчас он входит в школьную программу. Зачем это нужно тем, кто выбирает гуманитарную профессию? Сейчас эти жёсткие ситуации способны разрешить только негосударственные образовательные учреждения».

«Виртуозы» и репутация

Александр Вильсон напомнил, что в государственных вузах есть сегодня коммерческий сектор. «Если Россия - в рыночной экономике, то в сфере образования не может не быть рынка, - убеждён Хусейн Чеченов. - Но у людей мышление традиционное. Раз образование негосударственное - значит, что-то не то. Сегодня государственные образовательные учреждения - их уже 55% - становятся платными и недешёвыми. Но есть одна особенность. Вам платят деньги за качественное образование, а это - личная собственность, которую можно продать на рынке, получить высокооплачиваемую работу. Следовательно, если я плачу деньги за образование негосударственному учреждению, то не буду просить зачёт за 300 долларов. Но и в государственном, и в частном секторе есть «виртуозы», которые откачивают деньги в обмен на диплом. Они вам сильно подпортили репутацию! Но у государства много рычагов воздействия и на тех и на других: оно аттестует, аккредитует, даёт лицензии, оно, в конце концов, контролирует. Но это должно работать равно на обе системы: государственную и негосударственную. А этого сегодня нет».

Общая задача

Александр Федченко представил на этом «круглом столе» точку зрения работодателя, который остро нуждается в грамотных специалистах: «Наша компания производит молочные продукты. И нам всё равно, из какого вуза взять человека. Наши коллеги в финансовом секторе сталкиваются с проблемами выпускников: им приходится дополнительно переучивать вчерашних студентов «под себя», потому что реальная жизнь требует несколько иных знаний, чем те, которые дают в институте. А мы просто задыхаемся от нехватки выпускников, которые нужны для наших предприятий. Никто не готовит тех самых операторов, наладчиков станков розлива. Профессионально-технического образования нет, может быть, негосударственному сектору занять эту нишу?»

«Родители абитуриентов сориентированы чётко, - высказал свою точку зрения Валерий Абрамов. - «Я плачу деньги и хочу знать, кем будет мой ребёнок и какую зарплату он будет получать!» И я понимаю, что нашего выпускника к работе на конкретном рабочем месте надо готовить не только в самом вузе. И мы это делаем начиная с третьего курса: производственная практика, стажировки, иногда даже без оплаты, просто для того, чтобы человек почувствовал, для чего он учится. Но и образовательные программы нужно дорабатывать, и для этого нам необходимо участие бизнеса. Надо работать и сообща решать общие задачи».

Участники «круглого стола» единодушно признались: обучение самым востребованным профессиям - лишь часть задачи. Из «поколения перестройки», появившегося на обломках старой страны, они очень хотят вырастить патриотов новой.

Участники «круглого стола»:

А. Вильсон, президент Ассоциации негосударственных образовательных организаций регионов России;

Х. Чеченов, председатель Комитета Совета Федерации по образованию и науке;

В. Абрамов, директор центра управления качеством, профессор Московской международной высшей школы бизнеса «МИРБИС»;

А. Володарский, проректор Московского института иностранных языков, зампредседателя научного совета РАН по изучению и охране культурного и природного наследия;

В. Минаев, проректор, профессор Российского нового университета;

В. Дмитриев, директор школы № 1241 с углублённым изучением английского языка,

г. Москва;

И. Мусаев, ректор Дагестанского ИПК, председатель Ассоциации негосударственных образовательных учреждений республики Дагестан;

И. Грязнова, ректор Московского финансово-экономического института;

П. Пилипенко, ректор Института международного права и экономики им. А. С. Грибоедова;

Е. Миннибаев, ректор Восточной экономико-юридической академии, г. Уфа;

Г. Сподах, проректор по экономике и развитию Гуманитарного института им. Е. Р. Дашковой;

Н. Виноградова, директор учебного центра «Перспектива»;

В. Агеев, директор АНО СОШ «Гулливер»;

И. Боганцева, директор «Европейской гимназии»;

Н. Абросимова, ведущий специалист по развитию персонала компании «Юнилевер»;

А. Федченко, директор по управлению персоналом компании «Юнимилк»;

Я. Кабаков, ректор учебного центра «Финам»;

И. Елисеева, руководитель отдела PR компании «Финам»;

А. Тишутин, председатель совета директоров православных школ.

Смотрите также: