В Свердловской области на днях произошёл курьёзный случай: местный житель А. Конев вчинил судебный иск церковной епархии «за некачественное оказание услуг». Истец был недоволен тем, что священники отпевали умершего родственника не индивидуально, а в числе нескольких других покойников.
Суд иск отклонил, сочтя обвинение абсурдным. Но истец намерен добиваться «своей правды» в более высоких инстанциях.
Не будем вдаваться в детали этого необычного разбирательства. Хотя заметим, что «общее отпевание» - обычный церковный ритуал. В «Аргументах и фактах» обратили внимание на этот случай по иной причине. За этим курьёзом проглядывает новая тенденция в отношениях гражданина и общества.
Тенденция, однако…
По оценкам «Левада-центра», с 2000 года уровень претензий населения к власти возрос более чем вдвое. Сегодня лишь 7% граждан заявляют, что не имеют к правительству никаких претензий.
Факт настораживающий, свидетельствующий о том, что представления населения и власти о нынешней российской жизни существенно расходятся.
Среди широких слоёв населения доминирует мнение, что народ и высшее чиновничество живут как бы в разных мирах.
Политологи утверждают, что растущее недовольство заложено в самой системе нынешней российской власти. Из-за отсутствия реальной оппозиции, девальвации гласности и ослабления обратной связи с народом недостатки множатся и консервируются. Доверие падает даже к, казалось бы, объективным органам статистики. По мнению ряда экспертов, Росстат, замеряющий «температуру» нашей жизни, вдвое занижает количество бедных. В результате создаётся искажённая картина об истинном положении дел в стране.
Как щуки в пруду
О коррупции говорят уже десять лет. И только на днях президент Д. Медведев, похоже, всерьёз взялся за метлу. Важно, что он принял личную ответственность за нацпроект «Чистые руки». До сих пор коррупционеры вели себя так, словно у них в кармане мандат неприкосновенности. Последние замеры коррупции звучат почти катастрофически: годовой объём взяток сравнялся с годовым ВВП. Только у московской милиции ежемесячный неучтённый навар достигает 1 миллиарда рублей. Число милиционеров в Москве в три раза больше, чем в Нью-Йорке. Но больше ли у нас порядка?
Разумеется, в негативизме оценок сказывается то, что граждане стали требовательнее к власти. Население медленно, но всё же проходит университеты гражданской обороны. Люди усвоили важный урок: «письма наверх», обращения к депутатам никакого результата не дают. Власть реагирует лишь на активный публичный протест. Потому-то и принимает все меры, чтобы под любым предлогом ограничить «сборища». В ход всё чаще идёт ОМОН. Но, несмотря на противодействие, граждане активизируются. На днях заявлено о плане создания Комитета защиты от произвола милиции. Уже действуют десятки мини-комитетов против точечной застройки. А некоторые из организаций, как, например, Комитет солдатских матерей, стали эталоном гражданского действия.
Пора ловить мышей
Все последние годы под лозунгом стабилизации власть проводила политику «бережного отношения к кадрам». Результат получился обратный: в условиях безнаказанности чиновники утратили слух к общественному недовольству. Перестали, что называется, «ловить мышей». Это проявляется не только в таких крупных пороках, как коррупция или отвратительная работа милиции, но и в деталях городской жизни. Сколько говорят о засилье рекламы и казино, о стаях собак, о транспортных проблемах, о беспределе «эвакуаторов», об исчезновении магазинов шаговой доступности и детских садов. И всё - как об стену горох. На днях, проезжая по Кремлёвской набережной, видел, как стая собак пугает туристов у самых стен Кремля. Мы что, ждём, когда бродячие псы облают президентский кортеж? И не пора ли создавать Комитет по защите от бродячих собак?
Любая проблема просто забалтывается. Вместо решения проблем власть демонстрирует недержание слов. Сколько возникло надежд, когда заговорили об упрощённом выделении земли для малого бизнеса и индивидуальных застройщиков. И что же? Время идёт, но ничего не меняется. В малоземельных Италии, Испании, Греции проще за доступную цену купить участок земли, чем у нас. Ситуация просто поражает своей нелепостью: в России, самой большой стране мира, люди обитают на ничтожной части территории, а вымолить у властей клок земли для дома или под ферму, получить разрешение на подключение к коммуникациям невозможно.
Недавно чиновники подводили первые итоги программы переселения соотечественников из-за границы. Они неутешительны. Несмотря на призывы, не едут люди в матушку-Расею. Да и кому охота ехать в страну, где о каждой мелочи нужно кого-то просить, за каждым разрешением кланяться в ножки, на каждое действие собирать десятки справок? И в довершение всего всех бояться - ОМОНа, милиции, военкомата, ГИБДД, эвакуатора, судьи, рейдера, чинуши за узеньким окном...
Смотрите также:
- Вячеслав Костиков: «В условиях кризиса власть должна жить скромнее» →
- Андрей Никитин: Власть – мы. Опыт внесистемного эссе →
- Сталин и Мао слушают нас… →