Невероятно до смешного:
Был целый мир, и нет его.
Вдруг – ни похода Ледяного,
Ни капитана Иванова,
Ну, абсолютно ничего!
Георгий Иванов
К тому же это и не поздравление вовсе, а повод напомнить, какой именно год пока ещё считается более или менее новым. Правильно, 2013. Или попросту – Тринадцатый. Так оно будет даже лучше, потому что поможет окончательно запутать ситуацию и запудрить мозги.
Это я к тому, что многие должны помнить, как во время оно считалось хорошим тоном все советские достижения сравнивать с последним довоенным годом Российской Империи. С тем самым 1913. Или попросту – Тринадцатым.
Впечатление было убийственным, о чём должны знать и те, кто родился уже после распада СССР, когда все подобные сравнения стали поводом для ехидных шуток. Потому что даже они не могли не смотреть комедию Гайдая «Операция Ы и другие приключения Шурика». Именно там прораб в исполнении Михаила Пуговкина проводит агитацию амбала Феди, которого по хулиганке отправили принудительно горбатиться на стройке: «В этом жилмассиве будет установлено 740 газовых плит. То есть ровно в 740 раз больше, чем было во всём нашем городе до 1913 г.»
Лет двадцать назад среди читающей публики, в основном почему-то технарей, были очень популярны два парня, исполняющих реальный и очень жёсткий панк-рок в области исторического чтива. Академики Фоменко и Носовский. Сейчас о них и об их зажигательных бреднях успели подзабыть. И совершенно напрасно – кое-какими приёмчиками «от Фоменко», правда, без увечий и трупов, можно воспользоваться и сейчас.
Например, одним из фирменных кунштюков этих панков было объявить, что если две или три исторические персоны были хотя бы слегка похожи между собой внешне, занимали сходные должности, и проявили себя сходным образом, то это не два или три разных человека, а один. У нас на истфаке это вызывало гомерический хохот, перерастающий в неприличное жеребячье ржание. Попробуйте применить этот приём сами – поймёте почему.
Ну, например, давайте сравним Ленина и Хрущёва. Оба лысые. Оба руководили СССР. Болтались по заграницам. При них провели серьёзные денежные реформы, а также решали вопрос о земле и приусадебных участках. Оба были нерядовыми ораторами, обладали яркой, образной речью. Неоднократно заявляли о том, что современное искусство им чуждо и непонятно. Вывод? Натурально, это один и тот же человек. А раз так, то история СССР искусственно раздута примерно вдвое. И началась не в 1922 г., а в 1953 г. То есть не было ни Сталина (его позже придумали, как страшилку для интеллигенции), ни Великой Отечественной Войны (её тоже придумали, для патриотического воспитания).
Короче, ясно, что сама реальность, та самая, данная нам в ощущениях, показывает вырвиглазный абсурд таких построений.
Ясно, да не совсем. Потому что русский язык очень пластичен. До того, что известную фразу: «Бытие определяет сознание» можно читать в обе стороны. Да так, что и не разберёшься, кто кого определяет, и кто на ком стоял.
А потому давайте воспользуемся этим шикарным приёмом «от Фоменко». И сравним два тринадцатых года. Тот и этот. Просто так, в порядке эксперимента.
Итак, тринадцатый год.
Во главе государства стоит полковник. Это для начала. Дальше будет веселее.
Вооружённая полиция (никакой вам милиции, да и была ли она вообще?) разгоняет демонстрации. Часть реально существующих политических партий находится на нелегальном положении. То есть попросту запрещены. Представители этих партий распространяли листовку с надписью: «Долой самодержавие и престолонаследие», за что преследовались и были судимы. Другие взорвали памятник императору и тоже получили своё.
А вот эсеры не запрещены, более того, они вполне официально заседали в Государственной Думе. Да и сейчас активно мутят воду и устраивают разнообразные демарши.
Зато за границей сидят те бывшие наши соотечественники, кому въезд в Россию крайне нежелателен – немедленно арестуют. Они-то и «расшатывают лодку», финансируя всякие протестные движения. И вообще клевещут на законную российскую власть.
Кстати, о Думе и о российском парламентаризме вообще. Он сравнительно молод. Но уже научен горьким опытом – к тринадцатому году как минимум один раз парламент в России был разогнан. И теперь ведёт себя относительно тихо.
Тихо ведут себя и представители пролетариата. За попытку создания независимого профсоюза можно запросто вылететь с работы на мороз. Большая часть этих несчастных сотрудников «понаехала» в крупные города потому, что на родине можно только подыхать с голоду. Поэтому за своё место они держатся крепко, как бы их ни унижали.
А унижают по полной. Десятичасовой рабочий день в порядке вещей. Кое-где и двенадцать часов – не редкость. За переработку не платят. Зато штрафуют со страшной силой. Особенно на тех предприятиях, которые созданы с участием иностранного капитала. Там вообще караул.
В суд лучше не обращаться. Присяжных легко купить, да и судей как всё чаще выясняется, тоже. Вопрос только в сумме.
Бесплатное здравоохранение есть, но очень неважное. С образованием ситуация примерно та же. То есть учиться и лечиться на медные деньги можно, но всё-таки лучше на настоящие, золотые или приравненные к ним.
С промышленностью тоже худо. Торгуем в основном сырьём, а что-нибудь более или менее сложное покупаем за границей. Даже, вот позор-то, и для армии тоже. Не всё пока, но дело идёт к тому.
Ну и всякое там по-мелочи. Например, сравнительно недавно отдали на Дальнем Востоке часть нашей территории. Кому? Сильному государству, представителям Великой Жёлтой расы. В крупных городах практически все дворники – нерусские. Нувориши закатывают до неприличия дорогие балы и ассамблеи, а простой народ закатывает тихие истерики на тему: «Жрать нечего, работы нет, да гори оно всё синим пламенем». И потихоньку стервенеет.
Если кто хотел сравнения с тринадцатым годом – вот оно. И другого не будет.
С того тринадцатого года не изменилось ничего. То есть абсолютно. Пугает совпадение даже в мелочах.
Допускаю, что кому-нибудь пример с листовкой про самодержавие показался выдумкой. Ничуть. Ровно три года назад орловский национал-большевик Михаил Деев был признан виновным в экстремизме, поскольку в наклейке «Долой самодержавие и престолонаследие» усмотрели «призыв к свержению существующего государственного строя».
Есть у нас сейчас и эсеры, и вооружённая полиция. Есть и полковник во главе государства. Правда, Николай Романов был полковником от кавалерии, а Владимир Путин – контрразведчик, но совпадение симптоматичное. И парламент наш был разогнан, ещё в 1993 г. И лимоновская партия под запретом. Насчёт профсоюзов и прочих выкрутасах в области трудового законодательства осведомлён каждый офисный работник. Кстати, солидная часть из них действительно реальный пролетариат, «понаехавший» за куском хлеба и попавший в кабалу к работодателю и банкам.
Что тогдашние земские больницы, что нынешние государственные лечебные учреждения – без слёз не взглянешь.
Насчёт Дальнего Востока – ну тут вообще позор. Сравните половину Сахалина, оттяпанную Японией после войны 1904-1905 гг. и амурские острова, лет пять назад отданные безо всяких конфликтов Китаю. За красивые глаза с красивым разрезом, надо полагать.
Так что, повторю, сравнивай не сравнивай, а похвастаться нам нечем. Прошло сто лет, и что? Да ничего! Вольно вам было смеяться над «дубовым совком», который все свои достижения сравнивал с «замшелым тринадцатым годом». Ой, дураки, ой, совки, ой, не могу! По сравнению с тринадцатым годом! Это ж надо было придумать!
Посмеялись? Ну и будет. Потому что «совку» сравнить свои достижения с «тринадцатым годом» было хотя бы не стыдно.
А нам, живущим в нынешнем тринадцатом – как бы не сгореть со стыда. Впрочем, как мы помним, за тем тринадцатым годом как-то незаметно пришёл семнадцатый. Не минует эта доля и XXI век. Я, товарищ полковник, имею в виду чисто календарный аспект, если что.
Константин Кудряшов Журналист отдела «АиФ.Культура» |