Снежных дел мастер: вылепил деда Мороза – за квартиру можно не платить

Фото Романа Ковалева

Существует ли дед Мороз? Ответ на этот вопрос Виталий Третьяков знает точно – ведь он сам его создает. И еще надпись «С новым годом!». Каждый год. По несколько штук. Пила, нож и глыба снега – всё, что ему нужно. 

   
   

Снежный бизнес

«Я круглый год занимаюсь изготовлением разнообразных фигур. Из дерева, в основном. Если вы видели, как из цельного куска дерева бензопилой, например, выпиливают дракона, богатыря или змею – так вот, это был я. «Нигде этому не учился, просто однажды увидел, как делают деревянные фигуры. Захотел попробовать. Получилось. Потом попросили помочь уже с зимней скульптурой, так и попал в снежный бизнес».

Фото Романа Ковалева

Работа с зимними фигурами начиналась как хобби. Например, раньше Виталий мог устанавливать свои снежные фигуры напротив дома просто так, для удовольствия. А сейчас – это уже основа полноценной сделки с  управляющим дома: мастер устанавливает Деда Мороза во дворе и не платит за квартиру. Но всё же такая сезонная работа для мастера, конечно, лишь довесок, приятный способ заработать. Деревянная тема – всё еще основной источник дохода.

«В Омске есть несколько человек умеющих работать с деревом, но  не профессионально. Не знаю, единственный ли я, кто занимается этим, но пока коллег не встречал», - не без гордости рассказывает Виталий.

Фото Романа Ковалева

«Дома у меня тоже, естественно, стоят разные деревянные звери, птицы. Дети постоянно просят сделать что-нибудь. Да и друзья часто в подарок что-то заказывают, я никогда не отказываю. А вообще, любой может ко мне обратиться, сделаю на дачу садовую фигуру, во двор, снежную, деревянную. Изо льда пока еще не пробовал, правда».  

График работы по установке новогодних символов полностью зависит от продолжительности светового дня – обычно Виталий работает с утра и до обеда. Погода тоже вносит свои коррективы: «В этом году, как никогда, пришлось от многих заказов отказаться — мороз. При минус 30 еще можно работать, но если температура опускается ниже, то лучше переждать».

Фото Романа Ковалева

Чтобы согласовать будущую фигуру с заказчиком, макет изготавливается из пластилина. Как только заказчик дает добро – Виталий приступает к работе. Особой сложности в ней не видит: «Вообще, снежные фигуры — это ремесло. Тут много ума не надо, набил руку и пошел строгать. Правда, много тупой работы — нужно долго лишнее обрубать, пока доберешься до главного. Вон стоит заготовка для Снегурочки».

Фото Романа Ковалева

Антивандальные заграждения

Тем, как относятся к результатам труда, Виталий недоволен: «Нужно антивандальные заграждения устанавливать. Я даже не уверен, что фигуры достоят до Нового Года — их постоянно ломают. Вон, вчера только сделали – сегодня уже разбили. Наверно, есть люди созидатели, а есть — разрушители. Но тот, кто что-то создал своими руками, ломать уже не станет.

   
   

Вот, например, сюда часто направляют детей из училища — вон, кстати, и они — дают им снег, и простор для творчества. Такие уже ломать не станут. Иногда они обращаются за советом, я всегда помогаю. Словом».

Фото Романа Ковалева

«Ко мне часто подходят местные жители, дети. Смотрят, хвалят, что-то подсказывают. Рассказывают разные истории, как раньше было, как ломали моих прошлогодних дедов тоже рассказывают. Я к этому отношусь спокойно, свою работу я сделал. Пока за нее меня никто ни ругал».

Фото Романа Ковалева

Постоянная сосредоточенность на снежных деталях не мешает Виталию оценить и общий уровень того, как город преобразился к празднику. «В этом году город вообще средненько украшен. Из-за морозов, думаю, многое не успели. Хотя вот уже елка давно стоит: у нее, правда, нижней части нет. Со стороны смотрится некрасиво, но ведь это не просто так. Когда здесь, в сквере, проходят мероприятия, недостающие ветки вставляют, а как заканчивается «елка» окружная или районная – ветки уносят. Ничего не поделать – если оставить, то местные жители унесут себе домой».

— Ну как, не слишком позорно получилось? — спрашивает Виталий, завершив работу.

— Симпатичный! Не боитесь, что сломают до завтра фигуру? Как будете работу сдавать?

— А я сфотографирую.

Фото Романа Ковалева