Андрей Сидорчик: Общество имеет ту полицию, которую заслуживает

Собрались весьма достойные люди – представители церкви, общества, ветераны правоохранительных органов. Все они стали давать весьма мудрые советы о том, как сделать лицо сотрудников полиции и других силовых структур более приятным для граждан.

   
   

Моралисты

Выяснились потрясающие вещи: оказывается, в полиции генералы ругаются матом на подчиненных. Более того: девушки в силовых структурах носят короткие юбки, особенно на таможне. Возмутили собравшихся и самодельные плакаты, висящие в отделах: то свинья в форменной фуражке, то рекламный слоган «У вас здоровые почки? Тогда мы идем к вам!»

А у некоторых сотрудников полиции и вовсе на стене висит «Плейбой». Ужас!

Протоирей Синодального отдела Московской патриархии по взаимодействию с правоохранительными органами отец Александр Добродеев и вовсе призвал отдать духовно-нравственное воспитание полицейских на откуп церкви. По замыслу священника, служители Господа будут приходить в отделы и объяснять служивым, что брать взятки грешно, что сквернословить грешно, а уж изменять супруге – грешно вдвойне.

В итоге собравшиеся пришли к выводу, что именно церковь – тот спасательный круг, благодаря которому все «оборотни в погонах» станут примером добродетели.

Я нисколько не сомневаюсь в лучших намерениях собравшихся, однако все их разговоры и идеи по эффективности напоминают мне школьный плакат, на котором умница-ученик, сидя за партой, правильно держит спину, делает зарядку и вовремя ложится спать.

Скажите честно, многие из вас следовали примеру мальчика с плаката?

   
   

Моя жизнь сложилась так, что десять лет я был сотрудником милиции, пройдя путь от рядового до старшего лейтенанта. И атмосфера кабинетов с фото из «Плейбоя» и шутливых плакатов знакома мне не понаслышке.

За годы моей работы и министерские руководители, и общественники много раз пытались научить нас вести себя хорошо. Сверху приходили всевозможные директивы, вводились различные «Кодексы чести», давались под конспектирование правильные лекции, смысл которых сводился к мысли «будь хорошим, как дядя Степа».

Не «их», а наши нравы

Вот только дядя Степа, если помните, пользовался всеобщим уважением, а сотрудник органов в нашем обществе имеет статус, который чуть выше гастарбайтера.

Я не собираюсь сейчас рассказывать о всеобщей белости и пушистости работников органов МВД. Правда в том, что, нравится вам это или нет, они ничем не отличаются от остальных граждан России. И если общество заявляет, что в полиции собраны сплошь взяточники, садисты, прелюбодеи и матерщинники, то претензии нужно предъявлять только к себе. Ибо никого лучше для обеспечения собственной безопасности российское общество не нашло.

Классический разговор с обывателем:

- Все менты – взяточники и садисты!

- И что делать?

- Всех разогнать и набрать новых!

- Отлично! Сам туда пойдешь?

- Никогда!

Изумительная все-таки логика. Терпеть не можем гастарбайтеров, но в дворники никто не рвется. Презираем полицию– но желающих стать хорошим, добрым и честным служителем порядка не наблюдается.

Вы не имели удовольствия наблюдать за согражданами глазами милиционера. Восхитительная картина! Когда на спокойную и вежливую просьбу предъявить документы, слышишь в ответ: «Че, козел, взятку хочешь? Да ты знаешь, кому я сейчас позвоню?»

Мне довелось в 2001 году работать на авиашоу «МАКС» в подмосковном Жуковском. Вот уж где соотечественники показывают себя во всей красе. Пьяные красавцы, лезущие в драку, умники, пытающиеся оторвать часть лопасти у «Черной акулы», пытливые умы, настойчивое долбящие по боевой части ракеты…  Знаете, что все они отвечали, когда их пытались урезонить? «Я за билет заплатил, мне все можно!» Скромно умолчу о парочках, пытающихся заниматься сексом прямо на летном поле.

И почти все, когда приходилось задерживать, вопили о произволе, перемежая возмущение отборным матом.

Что из этого следует? Очень простой вывод – общество имеет те правоохранительные органы, которых оно заслуживает.

Длинная юбка тут не поможет

Лечить надо не полицейских, а все съехавшее с катушек общество. Матерящий своих подчиненных генерал – это отвратительно. А бизнесмен, который кроет матом свой персонал – он чем-то лучше? Я что-то не слышал о проведении круглого стола на тему «Профессиональная этика гендиректоров и топ-менеджеров».

Плакаты, которые так возмущают общественников – это ведь форма иронии над собой, тот юмор, который спасает от депрессии. Если относится исключительно серьезно к работе, где каждый день грязь, смрад, трупы, то долго не протянешь. Мой 23-летний коллега, переведшийся опером  на Петровку, спустя несколько месяцев работы там умер во сне – сердце не выдержало.

Психологическая реабилитация сотрудников МВД всегда была реальностью исключительно на бумаге. А на деле единственным эффективным средством снятия стресса для полицейского остается водка. Плохо? Очень плохо. Но другой альтернативы просто нет.

Это, конечно, исключительно мое мнение, но если какой-нибудь батюшка на деле возьмется духовно окормлять и врачевать раны обычного полицейского подразделения, то он либо сбежит, либо сопьется. Причем второе вероятнее, чем первое.

А если эта работа церкви останется на уровне обязательно разучивания с сотрудниками «Отче наш», то чем она будет отличаться от нравоучительных лекций, которые и так постоянно конспектируют полицейские?

Кстати, кто-то на самом деле полагает, что если женщины-сотрудницы на таможне сделают юбки длиннее, уровень коррупции в этой структуре упадет? Скорее, он вырастет, ибо мужчин-сотрудников уже ничто не будет отвлекать от преступных поползновений.

На «круглом столе» ветераны органов сетовали: ежегодно при исполнении служебного долга гибнут сотни сотрудников МВД, но они не становятся для общества героями. Гораздо больше внимания оно уделяет преступникам в форме.

Но это опять-таки проблема общества, которое вообще не выдвигает на первый план людей, достойных подражания. В центре внимания у нас «скандалы, интриги, расследования» под общим лозунгом старухи Шапокляк «Хорошими делами прославиться нельзя».

Никакие морализаторские рассуждения, «круглые столы» и изменения названий не помогут воспитать нравственного, неподкупного, образованного стража порядка. Неподкупным, нравственным и образованным полицейский станет только вместе с обществом, которое его породило. И никак иначе.

 

 

 Андрей Сидорчик , 

Редактор раздела «Общество» интернет-службы «AиФ»

 

 

 

Смотрите также: