Я всегда уважал людей, которые не отвечают на мои письма.
Я считал их существами инопланетного происхождения.
Кароль Ижиковский
Для нашей почты, чьим повседневным девизом является слоган «И пусть весь мир подождет», цель кажется абсолютно фантасмагорической. И даже бросает тень сомнения на другие планы. Нам ведь тоже кто-то обещал вывести сборную России по футболу в финал чемпионата мира-2018. И где этот кто-то? И где будет Николай Никифоров к 2018 году?
Электронная бюрократия
Могу привести пример из личного опыта. Во второй половине этого года из более чем десятка электронных обращений в различные ведомства ответ пришёл лишь из федеральной антимонопольной службы, а скорый ответ (и по существу) – только из Федерального фонда по защите прав вкладчиков и акционеров. То есть электронные обращения игнорируются ровно так же, как и оффлайновые. Ни одно ведомство, как правило, не утруждает себя электронной регистрацией писем, и даже автоматическим ответом типа «Ваше письмо принято». «Храните гордое молчанье» - это про стиль наших чиновников при работе с обращениями граждан.
Между тем, есть простой и волшебный способ мгновенно изменить ситуацию к лучшему. Во-первых, ввести для оценки деятельности чиновников шкалу ключевых показателей эффективности (или KPI), во-вторых в этой шкале ввести такой показатель как «Отсутствие мотивированных жалоб от населения». И именно этот показатель привязать к переменной части жалованья чинуш, премии (пусть это будет 20 или 10, или даже 5% зарплаты – не важно). Как известно, наши власть предержащие даже за копейку (свою) удавятся, а значит, данная мера заставить их почесать репы и стать более приветливыми к гражданам. В случае если любым видом коммуникации от населения поступает жалоба на действиябездействия чиновников руководство органа власти обязано провести проверку. По её итогам вынести решение: либо жалоба признается неправомерной, либо выносится решение о лишении части премии проштрафившегося работника. Данное решение (с соблюдением необходимых требований о защите персональных данных) доводится до сведения интернет-общественности. И всё это делается быстро! В чем смысл электронного документооборота, если он не будет скорым?
Однако до реализации такой системы на практике пока что очень далеко. Во-первых, далеко не у каждого органа власти имеется свой сайт. Во-вторых, даже если у кого-то он есть, то сугубо номинально, без намека на опцию обратной связи с гражданами. А ведь эта опция, по идее, должна быть реализована в различных формах: коммуникация по электронной почте, публичная стена для записей, форумы для дискуссий, группы в социальных сетях. Отсутствие средств обратной электронной коммуникации, равно как и игнорирование запросов населения должно быть признано нарушением закона (с внятным и скорым наказанием в виде лишения премий конкретных работников). Необходимо, чтобы на каждом сайте органа власти находилась информация с правилами обработки сообщений и порядке жалобы на орган власти, если он не дает ответа на запросы.
Даёшь электронное вече!
Все виды активности граждан (включая «лайки», «шеры» и т.д.) нужно регулярно мониторить. Соответствующие отчеты должны попадать на стол руководителям. Наиболее важные (затрагивающие большое количество граждан) решения должны приниматься лишь после принятия протокола обсуждений в Интернете. Такого рода законодательную норму правительство РФ уже ввело для обсуждения закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд на сумму свыше 1 млрд рублей. Постепенно этот порядок должен распространяться дальше.
Особенную актуальность это имеет для земельного вопроса. Президент Путин сейчас настаивает на скорейшем распутывании таких «гордиевых узлов» в этой сфере, как неиспользование земель и проблемы с переводом из одной категории в другую. Нынче ведь как обычно происходит: муниципальные или государственные органы власти тупо имитируют общественное обсуждение таких вопросов, как продажа или аренда земельных участков. Публичные слушания нарочно назначаются на рабочее время, чтобы на них ни один трудоспособный человек явиться не мог. Поэтому никакой дискуссии там, как правило, не происходит – администрации просто ставят «галочки». Если же то или иное решение будет предварительно обсуждено в интернете, тогда гораздо легче станет организовать настоящую дискуссию и в оффлайне.
Интернет-общественность, в свою очередь, также не должна дремать: затевать дискуссии по наболевшим вопросам на сайтах, форумах, в группах органов власти в соц.сетях. По неоднозначным вопросам проводить интернет-голосования, благо сейчас с технической точки зрения это совсем не проблема. По результатам дискуссий и итогам голосований составлять обращения к органам власти с требованием принятия либо не принятия того или иного решения. Создание сообществ, их поддержание и продвижение актуально не только в сфере взаимоотношений с государственными структурами.
Электронное вече поможет во многих сферах нашей повседневной жизни. Сейчас, например, на повестке дня тема создания советов многоквартирных домов для контроля управляющих компаний в сфере ЖКХ. «В реале» собрать собственников квартир, даже если они живут в одном подъезде – штука совершенно невозможная. Сейчас, увы, соседи могут даже не здороваться и искренне не интересоваться делами друг друга. Но вот в интернете эти же самые «домовые хомячки» могут превращаться в разъяренных тигров, когда речь зайдет о некачественной воде из-под крана или несвоевременном вывозе мусора. Высказывать мнения и голосовать – что еще нужно для электронной вечевой демократии? Надо только не лениться и брать её столько, сколько возможно.
Смотрите также:
- Письмо чиновнику: какие проблемы можно решить по интернету? →
- Их «хата не с краю». Как простые люди меняют жизнь в стране →
- Виктория Никитина: Как чиновники дурят народ в интернете →