Об этой женщине, бывшей женой президента Филиппин Фердинанда Маркоса (правил в 1965-1986 гг.), ходят легенды: она наливала в бассейн розовое шампанское, скупала бриллианты килограммами и тратила миллионы во время обычного похода в магазин. Интерпол тщетно пытался найти на её счетах в Швейцарии $20 миллиардов. 79-летняя Имельда Маркос, чей офис занимает целый этаж небоскрёба в Маниле, не любит давать интервью. Исключение она сделала лишь для «АиФ».
«Пошла за ожерельем - купила магазин»
- Вы получили широкую известность во всём мире благодаря своей экстравагантности, ненасытной любви к роскоши, а также тратам огромных сумм. Это и есть стиль поведения первой леди?
- Это часть её работы. Роль первой леди сложна: ведь ей требуется быть эталоном для всех женщин - умницей, красавицей, щедрой и богатой. Можно, конечно, жить на помойке - но кому будет нужна такая первая леди? Например, меня обвиняют: ах, в моём гардеробе висело 5000 платьев. Но это же нормально! Мне приходилось менять платья по семь, а то и по десять раз в день. Утром - завтрак с премьер-министром, в полдень - приём послов, потом обед с королём, вечером - коктейль для учёных. Фото публикуются в газетах, и тот же король может обидеться - почему я встречалась с ним и с премьером в одном и том же платье? После революции у меня отобрали платья: осталось всего-то сто штук.
- Надеть, получается, совсем нечего. А правда ли, что вы самолётом перевозили из Австралии белый песок для своего личного пляжа?
- Нет. Но признаюсь: если бы мне понравился австралийский песок, я бы именно так и поступила. Например, в Лондоне в ювелирном магазине я пришла в восторг от одного ожерелья, а его мне не хотели продавать: мол, оно уже заказано другим покупателем. Ничего не поделаешь - пришлось купить весь магазин целиком. Скажете - это тоже экстравагантность?
- Скажу.
- Не соглашусь. Это моё дело, как я трачу свои личные деньги.
- А откуда у вас столько денег, если не секрет? Говорят, что ваш муж был очень беден, до того как пошёл в политику. Но, едва став президентом, он разбогател с космической скоростью.
- Это ложь. Фердинанд и раньше был состоятельным мужчиной. Например, на бракосочетание он подарил мне кольцо с бриллиантом в 11 карат, а потом мы уехали в свадебное путешествие на целый год, по всему миру.
- Даже если и так. Зачем первой леди выпячивать своё богатство в бедной стране? Например, вы потратили $5 миллионов за вечер, приехав на шопинг в Нью-Йорк.
- Ах… ну да… я купила замечательные картины, они мне очень понравились… и что в этом страшного? Ерунда. Это же доллары моего мужа. Если кто-то завидует моему стилю, пожалуйста - пусть подражает мне и добивается того же самого.
«Отслеживайте заработки политиков»
- Да вам подражать - никаких денег не хватит. Иногда задумываешься: вот для чего в вашем гардеробе было нужно 3500 туфель?
- Так я же была первой леди: мне дарили туфли наши фабрики, чтобы я их рекламировала во время зарубежных визитов. И я это делала, причём совершенно бесплатно! Новая президентша меня ненавидела по-чёрному: мою обувь конфисковали. И что хорошего в этой демократии - когда у бедной женщины последние туфли отбирают?
- Не только их. В пользу государства были конфискованы и ваши драгоценности - ожерелья, кольца, браслеты. Где-то 100 килограммов.
- Мне ничего не оставили. Ну и плевать я хотела. Я заказала копии всех моих любимых украшений. Брошь, что на моём платье, сделана из вулканического пепла и стоит копейки. Я равнодушна к её стоимости - мне главное, что это красивая вещь, а я обожаю красоту. Я виновата лишь в том, что, будучи первой леди, стремилась выглядеть отлично. У меня был девиз «Завтра ты должна быть ещё красивее, чем была вчера».
- Вы считаете, что жена президента обязана утопать в роскоши?
- Это зависит от того, что вы понимаете под словом «роскошь». Я люблю окружать себя цветами и на досуге мастерю букеты из морских ракушек. Ведь красоту создал сам Господь Бог. В то же время я обожаю дорогие машины - это моя слабость. Я согласна: чем больше человек получает привилегий, тем больше ему хочется их иметь. Но есть и другое. Кто помнит, что я на свои деньги строила больницы и дома для бедных? Это утомительно - быть богатой. А люди… они постоянно будут бурчать, если я хоть один доллар потрачу…
Кстати, заработки самих политиков легко отслеживать.
- Неужели? Отследишь тут, если любой политик говорит: у тёщи, у племянницы, у жены есть деньги, а лично у меня ни копейки нет.
- Тогда нужно проводить журналистские расследования. Знаете, сколько я их пережила? 900 уголовных дел завели - искали мои счета в Швейцарии. Ну и каков окончательный итог? Дела развалились: я объяснила, что не похищала народных денег, - ничего не смогли доказать.
- А вообще - тяжело ли удержаться от желания зачерпнуть из казны?
- Если у тебя есть деньги - не тяжело.
- А если нет?
- Этот вопрос лучше задать кому-то другому.
Читайте также о российских первых леди.