Ирэн Булатова: Не верьте в «национальные традиции»!

Национальная традиция – с шумом ездить по улицам на раздолбанных машинах, нарушая все мыслимые и немыслимые правила. А потом, когда всё-таки полиция (кажется, что исток всех такого рода событий в её блистательном отсутствии) отреагирует, национальная традиция – давать взятки, чтобы вызволить своего родственника. Если с нахрапа не получается, национальная традиция – прийти всем кланом к порогу ОВД и требовать свободы для «случайно оступившегося». Сколько таких случаев за последние месяцы?

   
   

А уж на свадьбе национальных традиций не счесть: в воздух стрелять – в их числе.

Так вот. Как живой и нормальный уроженец Кавказа я ответственно заявляю – нет таких национальных традиций! Это невоспитанность, хулиганство, а иногда и настоящее преступление! Никогда стрельба  в воздух и ошалелая езда не поощрялась, не поддерживалась и не оправдывалась. Никогда на свадьбе нормальных, в общем, обычных людей в любой северокавказской республике не палят, потому что там очень много детей, стариков и женщин. И вообще, много народу. У меня выходили замуж сёстры, женились братья. И на этих торжествах было от 500 до тысячи гостей (если гостей меньше 300, это повод задуматься – что в вашей жизни не так, отчего вас люди-то не любят… Но это так, к слову). И вы думаете, что среди этой нарядной толпы родственников и друзей можно стрелять? Даже холостыми и в воздух? А вдруг пальчик кому-то отстрелишь? Так ведь никогда больше не оправдаешься, на твоих потомков будут показывать и замечать: «Это внучатый племянник того, кто 50 лет назад на свадьбе Аслана нашему Алику руку отстрелил». Неважно, что была не рука, а так, мелкая царапина, что действующие лица этой драмы уже давно всё простили друг другу. Просто такие вещи на Кавказе не забываются. И все об этом знают (про национальную традицию кровной мести – как-нибудь в следующий раз).

Про возможные истоки такой традиции я слышала в горах Карачаево-Черкесии. Будто бы в старые времена по горным тропам шастали абреки, грабя и убивая всех на своём пути. А как невесте добраться до дома жениха в соседнем ауле? Вот её сопровождение, то есть свадебный кортеж из трёх скакунов и арбы, и передвигалось, беспрерывно паля в воздух. Они таким образом информировали головорезов, что их груз – невеста, а не туша, например, быка или мешок муки. И абреки не нападали. Было ли, нет, проверить невозможно. Но что-то мне подсказывает, что стрелявшие руководствовались такими же соображениями. Они, видимо, считают Москву отдалённым небезопасным населённым пунктом, где абрекам несть числа, и таким образом информировали всех, что кортеж – это свадьба и нападать на них не надо. А окружающие чего-то не поняли…

Было бы смешно, если бы не было так грустно, горько, обидно, стыдно. Так же, как когда на обычных свадьбах в средней полосе России все напиваются до чёртиков и бьют друг другу морду. Ни один русский не признает это национальной традицией, хотя происходит это чаще, чем пальба в воздух в центре Москвы. 

 

 
Ирэн Булатова

Журналист
 

 

   
   

Смотрите также: