Фронтовой театр: её игру оценил сам Иосиф Сталин

   
   

В её доме на самом почётном месте - открытка «С Днём Победы!» от президента России. Такие письма получили ветераны во всех городах страны, но она верит, что Владимир Путин подписал открытку лично для неё, и радуется от того, что высшая власть по-настоящему помнит участников войны.

У тех, кто воевал в Великую Отечественную, ни дня не проходит без воспоминаний о военных годах. Чудом выжившие в роковые сороковые, они воспитывали своих внуков и правнуков не на волшебных сказках, а на рассказах о войне.

Героическими сюжетами о тяжёлых боях и беспримерном мужестве бойцов полны исторические хроники и фильмы, однако мало кто знает о другой стороне войны: на фронте работали бригады народных театров, без перебоев давали концерты и спектакли – именно на них, как сказали бы сейчас, лежала миссия психологической реабилитации солдат после боя.

Меня назвали в честь прабабушки, Тамары Николаевны Миодушевской. Имя и фамилия совпадают, разные только отчества. Её прадед и прабабушка были актёрами Императорского театра в Петербурге. Её отец был режиссёром собственного антрепризного театра. У моей прабабушки вся жизнь была связана со сценой.

Она работала в молодёжном театре в Горьком, над которым шефствовал Московский театр имени Вахтангова. Горьковский театр возглавляли известный русский поэт Павел Антокольский и талантливый московский режиссёр Владимир Маасс, высланный из столицы за рассказ политического анекдота.

Военный театр

В годы Великой Отечественной войны вся труппа театра вместе с коллегами-вахтанговцами выезжала и устраивала концерты для бойцов, нередко в непосредственной близости от линии фронта. Все актёры в обязательном порядке должны были обучаться на курсах стрельбы. Моя прабабушка и по сей день хранит почётный значок Ворошиловского стрелка.

   
   

Они давали по восемь представлений в день: на агит-теплоходах, на импровизированных сценах в госпиталях и даже на кузовах грузовиков.

- Бывало, бой только закончится, возвращаются солдаты, кого-то приносят на руках, но все просят, чтобы им разрешили пойти на наш спектакль. Для них, голодных и измученных, единственной возможностью вспомнить о мирной жизни, забыть о перестрелках хоть на миг были наши выступления.

А выступления были самые разные. Среди любимых номеров прабабушки Тамары - «Танец с ракетками» (герои – парень и девушка в теннисной форме), «Русский народный танец» (в финале которого танцор раскручивал партнёршу в огромной пышной юбке; присев на мгновение и подперев ладонью подбородок, девушка со стороны напоминала чайную грелку). Последний номер, по семейным преданиям, пользовался огромным успехом у бойцов.

Смех под обстрелом

- Дело было зимой. Объявили очередную воздушную тревогу, мы побежали в бомбоубежище, но времени оставалось слишком мало, над головами пронеслись несколько самолётов, мы упали лицом в снег. Одна только супруга Павла Антокольского, Зоя Константиновна, перевернулась на спину и лежала неподвижно, - рассказывала мне прабабушка. – Мы подумали, что её подстрелили, её муж подполз к ней, а она улыбнулась и заявила: просто хочу посмотреть в глаза тому мерзавцу, который меня убьет, - может, ему стыдно в последний момент станет…

Сталин

- Наш театр вошёл в тройку российских театров, которые захотел посмотреть Сталин. Мы приехали в Кремль со своим спектаклем «Сады цветут». Кстати, все цветы для вишен мы делали вручную и ещё по дороге доклеивали, чтобы выступление было более красочным. Спектакль прошёл успешно. На следующий день мы отправились домой, в Горький, но на одной из станций к поезду подъехал «воронок» с кремлёвским чиновником: Сталин хочет посмотреть ваш спектакль ещё раз, он особенно отметил игру двух актёров - Вадима Рубинского и Тамару Миодушевскую, немедленно возвращайтесь. Но реквизит уже уехал вперёд нас, мы объяснили, что без него спектакль не получится.

Поезд, на котором мы должны были возвращаться в Москву, поехал без нас. Потом нам сообщили, что он был взорван за три километра до подъезда к столице.

Такие «чудеса» случались с моей прабабушкой не раз. Лишь по счастливой случайности вся труппа театра осталась жива.

Встреча

- Мы давали концерт на Площади трёх вокзалов. По правилам ведущий объявлял каждую пару по именам. Вот и в этот раз он произнёс: «На сцену выходят Тамара Миодушевская и Игорь Ильинский» (знаменитый киноактёр, одно время выступавший с театральной горьковской труппой). После выступления гримёрша прибежала ко мне: Тамара, тебя кто-то срочно спрашивает. Выбегаю, а передо мной родной брат (лётчик, впоследствии – Герой Советского Союза). «Томка, как же хорошо, что мы встретились! Бежим скорее! У меня поезд отходит!» Он случайно оказался на этой площади и не поверил своим ушам, когда услышал моё имя. Это была наша единственная встреча за всю войну.

Ужасы войны

- Во время войны отношение к смерти было простым. К смерти привыкали. В одной из деревень с заледенелого немца, как с горки, катались дети. Сейчас это кажется невероятным, но это было так.

День Победы

- 9 мая 1945 года мы были в Москве. Все прохожие, знакомые и незнакомые, обнимались и целовали друг друга. Казалось, это самое счастливое время наступило на земле. Когда мы вернулись с фронта, с удивлением обнаружили, что все вещи в квартирах остались на месте. На подоконнике стояла дорогая кукла. Стекло было разбито, но её никто не взял. Никто даже не думал о воровстве в те дни.

Постскриптум

Сейчас моей прабабушке 97 лет. Так получилось, что со времён войны все от мала до велика зовут её просто Томочка.

Томочка как-то сказала мне: «Надеюсь, что тебе мою судьбу не придётся повторить. Война - самое страшное, что может быть на свете».

Смотрите также: