Виктория Никитина: Как чиновники дурят народ в интернете

В попытке почувствовать себя продвинутым пользователем интернет-благ, я решила воспользоваться подарком от государства в виде комплекса электронных услуг. Но вместо обещанных чиновниками экономии времени и денег, я чуть не получила другой комплекс — неполноценности.

   
   

Хотите узнать о готовности вашего паспорта? — радостно спрашивает новый портал. Хочу! — отвечаю я и ввожу данные паспорта своей дочери. Вижу надпись: информации нет. Приезжаю в отделение УФМС (по телефону информацию почему-то не дают). Стою в очереди в стол справок. Там говорят — смотрите на сайте. Потом вспоминают, что сайт не обновляется. Молчат. Снова стою, жду. В «справке» куда-то сбегали, сказали — паспорт готов. Снова стою в очереди, чтоб, наконец, получить документ. Затем — дежа вю — то же самое и с моим паспортом.

В сфере интернет-банкинга наша страна — настоящий лидер. Только какой-то однобокий. Банки безотказно снимают деньги с наших счетов в любое время дня и ночи. А куда переводят? Москвичи, попавшиеся на «удочку» МВД по полгода не могут найти свои деньги, которые направили на оплату услуг по охране своего жилища. Оказалось, что реквизиты для оплаты на официальном сайте одного из округов устарели. Но упорно продолжают «висеть» и сбивать с толку людей.

О новой возможности интернет-записи ребенка в школу или на прием к врачу не знает только тот, кто не болеет и при этом не имеет малых детей. Испытываю удачу здесь. И снова мимо. Записаться, к примеру, в спортивную школу можно, но с оговоркой: данные о наличии мест и прочую информацию получите только при личном общении. Звоню в единую службу записи к врачу. Выясняю: у них нет данных о необходимости направлений на проведение исследований. Вдобавок их программа периодически «болеет», поэтому данные о прикреплении моей семьи к поликлинике куда-то исчезают. Что делать? Пришлось опять ИДТИ и все выяснять.

Побродив по интернету и наткнувшись на очередные «сайт работает в тестовом режиме» или «услуга временно не оказывается», у меня создалось ощущение, что большинство чиновничьих веб-услуг были разработаны исключительно для отвода глаз вышестоящих инстанций. Мол, мы выполнили задание власти. Но так, как удобно «нам», а не народу.

Уверенна, что там, НАВЕРХУ ставили совершенно иную задачу, когда подписывали многонулевой бюджет на процесс перевода услуг чиновников в виртуальное пространство. Речь шла о возможности любого россиянина в любое время из любой точки страны без хождения по инстанциям получить необходимую для него информацию или услугу. Однако добрые намерения и в этот раз неохотно материализуются (словно, на бумаге с печатями им живется комфортнее). Но почему? Почему в Сингапуре можно за 2 часа зарегистрировать собственный бизнес, а у нас нет? Почему в Канаде не выходя из дома можно получить любую госуслугу и оплатить ее, а у нас нет? Почему в Казахстане создана единая система государственного документооборота, а у нас нет?

Денег мало? Нет. В этом году на воплощение инновационных идей в сфере информационно-телекоммуникационных технологий из гос- и региональных бюджетов выделено 1,5 трлн рублей. Это даже больше, чем в прошлом, не кризисном году. А на федеральную целевую программу «Электронная Россия (2002-2010 годы)» предполагалось потратить такую кучу денег, которой хватило бы на то, чтобы каждому пенсионеру в нашей стране выдать по 671 млн рублей. Получается, что у России были все шансы не только слезть с 15-ого места в мире по числу пользователей интернетом, но и разместиться неподалеку от Норвегии (там самый высокий уровень использования услуг электронного правительства в Европе — 53%, а также самый высокий уровень доступа интернета для населения — 63%).

   
   

Народ у нас бестолковый? Иногда — ленивый, но совсем не глупый. Посмотрев на всяческие рейтинги заслуженных мировых агентства, можно увидеть: несмотря на то, что Россия занимает 80 место по готовности к введению электронных госуслуг (находясь между Тринидадом и Тобаго), наша страна занимает ведущие позиции по возможностям осуществлять деятельность в области разработки программного обеспечения, исследований, создания новых ИТ-продуктов. А в рейтингах готовности к использованию электронных услуг (есть и такие) мы с вами демонстрируем наилучшие результаты. Весь мир уверен, что в России есть достаточные ресурсы для масштабного перевода госуслуг на «электронные рельсы» — есть и разработчики, и спрос у населения.

Может, проблема в том, что чиновники плохо подготовлены? Оказывается, нет. На повышение их интернет-сознательности тоже выделялось немало денег. А «сырость» госуслуг они оправдывают тем, что у них нет возможности обращаться к базам данных целого ряда ключевых ведомств. По их словам, стандарт обмена информацией устанавливают федеральные органы власти, а на сегодняшний день они разработаны далеко не на все госуслуги. И сейчас в регионах спасаются только тем, что граждане не знают о том, что приносить справки (которые ведомства могут запросить у других инстанций самостоятельно) больше не нужно.

Все эти мытарства напомнили мне историю, больше похожую на анекдот. Ее рассказала мне бывшая сотрудница Минсвязи РФ.

— Полным ходом идет подготовка к презентации портала электронного правительства. Поставлено бесчетное количество суперсовременных киберзащит. Угрозы проникновения хакеров исключены. И вот настал торжественный момент. В зале — пул журналистов. Заходит министр (тогда — Щеголев) и торжественно нажимает на красную кнопку. Но! Вместо запуска дорогостоящего ресурса, все зависает. Позже выясняется, что угрозу надо была искать не извне, а внутри министерста. Портал обвалили свои же — так выясняли отношения две «группировки». Через час все, конечно, восстановили. Но, если эта история действительно имела место быть, то именно она и является диагнозом для нашей чиновнично-интернетной неразберихи: думаем не о народе, а о себе любимых.

Через месяц (в рамках проекта «Российская общественная инициатива») должен начать свою работу еще один портал (разработанный Минэкономразвития РФ). Планируется, что на нем россияне смогут выступать с предложениями о внесении изменений в федеральное законодательство. Будет грустно (даже уже не смешно), если в качестве ответной реакции на хорошо обдуманное предложение пенсионера (который не поленился и прошел курс обучения по пользованию компьютером), портал выдаст «извините, мол, неувязочка вышла». 

 
Виктория Никитина

Журналист-обозреватель, эксперт по социально-экономическим вопросам

 

 

Смотрите также: