На прошлой неделе столичная полиция и Федеральная миграционная служба гордо отрапортовали об очередной удачной операции по зачистке нелегальных мигрантов в районе Комсомольской площади. На следующий день к трём вокзалам отправился корреспондент «АиФ», убедившийся в преждевременности празднования победы над приезжим криминалом на этом участке города.
На земле
Где ещё быть мигрантам, если не на вокзале, куда прибывают поезда из их родных стран? Однако кроме не очень опрятных приезжих со скарбом, ожидающих посадки или выходящих на перрон из вагонов, на территории Казанского вокзала можно наблюдать и совсем других смуглолицых граждан среднеазиатских государств. Таких вот ребят, сканирующих пространство вокруг себя колючими взглядами, я видел здесь уже не раз. Их работа - вылавливать новоприбывших первооткрывателей российской столицы из Узбекистана, Таджикистана и Киргизии и предлагать помощь в обретении регистрации, разрешения на трудовую деятельность, медкнижки и т. д. Заодно земляки получают и предложения по жилью и работе. Вот только в итоге оказывается, что все документы - подделка, квартироваться придётся в подвале или выселенном доме, а работать - на рабских условиях на стройке или в подпольном цехе. В лучшем случае - мести улицы, получая четверть от официальной зарплаты дворника. Выловив жертву, проворные посредники уводят её в зал ожидания или другой укромный уголок, где и «охмуряют» окончательно. Иногда сделки совершаются в многочисленных забегаловках и кафе по соседству.
«У нас работают только распространители услуг мобильной связи (сим-карты предоставляются бесплатно, оператор выигрывает на международных переговорах), - заверили меня в администрации вокзала. - Никакой другой коммерческой деятельности тут не происходит! Идите лучше к Ленинградскому или Ярославскому вокзалу. Там настоящая биржа труда работает!»
Пройдя мимо одетых в национальные костюмы приезжих азиатских барышень, активно обменивающих прямо у вокзальных дверей какие-то документы на денежные знаки, я направился в указанном направлении. На противоположной стороне площади действительно открыто стояли несколько десятков человек, активно ищущих работу. «Здесь кусок хлеба находят как азиаты, так и приезжие из российских регионов, - рассказал мне один из местных завсегдатаев по имени Роман. - Иногда собирается больше сотни человек. Бывает, что устраиваются на стройку или дачные работы. Могут заплатить. А могут дать небольшой аванс и после недели тяжелейшего впахивания выгнать взашей без копейки. У нас уже и поножовщины случались, и серьёзные драки. Но никто отсюда не выгоняет». Десятки бравых парней в форме «Охрана РЖД» курсировали вокруг, но... не замечали толпы безработных.
Под землёй
Ну а в центре зала ст. м. «Комсомольская» Кольцевой линии всё осталось в лучших традициях нашего аифовского сериала под названием «Чёрное метро». Опять группы весёлых раскосых парней обнимаются и шутливо борются, не забывая деловито созваниваться по телефонам и передавать друг другу бланки с печатями. Деньги в итоге оказываются у стоящей тут же тётки, выдающей в ответ какие-то документы. Хотя... после нескольких рейдов полиции, ФМС и даже чекистов, в ходе которых вроде бы были задержаны члены организованной преступной группы иностранцев, торгующих здесь чем попало, биржи не должно было остаться. «Ти в какой газэте работаэш? - средь бела дня на «Комсомольской» меня обступают ухмыляющиеся ребята. - На фото снимаэш? А нам всё равно нычэго нэ будэт!» На дерзкий самоуверенный смех оборачиваются идущие люди. Но азиатам плевать. И я их понимаю... Сколько бы «АиФ» ни рассказывал о том, что станция превратилась в центр криминальной торговли поддельными документами, ничего не меняется. Уже через день после выхода очередной статьи или проведения нового рейда подземка заполняется предприимчивыми аферистами, плодящими, кстати, тысячи нелегалов ежедневно.
Уезжая отсюда, я в очередной раз пытался понять: куда же смотрят правоохранители? Неужели непонятно, что всё больше мигрантов уже не хотят строить, подметать или копать? Им больше по нраву обманывать, красть или разбойничать. Не получая реального отпора, они подкупают полицейских, презирают законы и планируют перекроить под себя быт и нравы города, где уже чувствуют себя не гостями, а хозяевами. Сколько ещё мы будем позволять им это делать?