Дать в бубен: шаманы не лечат алкоголиков

«Не вздумайте плохо писать о шаманах, - человек, который ведёт меня в квартиру одного из самых сильных шаманов Владивостока, хмурится. - Я не хочу вас пугать, но одна местная телевизионщица посмеялась над принесением в жертву овцы - и разговаривать перестала. Не поверите - блеет уже два года… Шучу! Просто много случаев было: кто шаманов ругает, болеть начинает. Почему так происходит - непонятно, большинство из заболевших умерли… Снова шучу!» Вроде как смешно, а вроде и непонятно - зачем я в это ввязалась?

   
   

Кстати
Вот что «АиФ» рассказали в Центре по изучению шаманизма Института этнологии и антропологии РАН:
- Ритмичный бой в шаманский бубен вызывает реальные изменения в центральной нервной системе. Частота 5-7 ударов в секунду совпадает с частотой мозговых волн, которые связаны со сном и трансом, так что массовый гипноз во время шаманского сеанса - не выдумки.
Когда я летела во Владивосток, полсамолёта, узнав, что впервые, давали советы - что мне непременно нужно сделать, увидеть и попробовать. Пункт «пообщаться с шаманом» стабильно стоял в рейтингах на 2-3-м месте. Между «искупаться в океане, где акулы-людоеды, ну чтобы убедиться, что их там нет» и «наесться красной икры до посинения». Нашёлся даже человек, который со словами: «У вас в Москве из природы только конфеты «Белочка», поэтому настоящих лесных колдунов быть не может», взялся отвести к реальному шаману. Меня повели знакомить с Николаем Хабаровым - одним из самых известных шаманов Владивостока. Увы, не в лес, к костру и пляскам в рысьих шкурах, а в комфортабельную трехкомнатную квартиру в самом центре города. Впрочем, когда мы пообщались несколько часов, в лес меня всё-таки свозили. Но обо всём по порядку.

Не плюйте в воду!

На вид Николаю - лет сорок, по паспорту - шестьдесят. Из необычного сразу бросаются в глаза два сросшихся пальца на правой руке, указательный и средний, а так вроде бы никакого колдовства… «А вы, наверное, думали, что я к вам в форточку на бубне влечу?» - Хабаров смеётся.

«АиФ»: - Говорят, шаманами становятся только «по наследству»…

Н.Х.: - Это правда. Просто захотеть стать шаманом «со стороны» невозможно. Мои дед и прадед были довольно известными амурскими шаманами, жили под Хабаровском. Я до 12 лет мечтал быть лётчиком, семья не давила. О шаманстве не думал - оно казалось мне детскими сказками, тем более один раз попробовал поднять «доспехи прадеда», а они килограмм 60 весили, не позавидуешь такой работе! Но потом очень сильно заболел невероятно тяжёлой формой малярии. Две недели в бреду метался, когда выздоровел, дед сказал: «Это знак. Каждый шаман в детстве должен сильно заболеть, чтобы почувст­вовать, каково людям страдать. Поправишься - начинай помогать людям, не последуешь призванию - болезнь вернётся и убьёт». В общем, стал я потихоньку у дедов учиться травы собирать, камлать - сразу стало хорошо получаться.

«АиФ»: - Что такое «камлать»?

Н.Х.: - Ну, это особое состояние, в которое впадает шаман, когда общается с духами. Суть в чём? Спросить у духов: чем болен пациент и как его лечить? Для этого нужно пребывать в трансе.

   
   

«АиФ»: - Шаманы используют наркотики?

Н.Х.: - Да. Например, галлюциногенные грибы. Считается, что они облегчают невыносимую боль в момент отделения «внеш­ней души» от оболочки тела. Но в моём роду это не принято. Мы окуриваем шатёр во время камлания можжевельником и чабрецом, пьём специальные травяные отвары. Входим в транс с помощью танца и бубна, это очень сложная техника. У разных шаманов - бурятских, алтайских, тунгусских - свои «примочки». У корякских и эскимосских шаманов вообще трансвестицизм распространён - это когда духи велят мужчине стать женщиной и соответст­венно себя вести.

«АиФ»: - Как вы всё-таки людей лечите?

Н.Х.: - Оскорбил человек духа - он его «зажимает», задача шамана - узнать, как помочь. Причём обидеть духа просто. Например, духи воды - лусы - очень злятся, если женщина заходит в реку в критические дни или если человек плюёт в водоём. Я камлаю, задабриваю разозлённых духов печеньем, молоком, иногда даже водкой. Беру в рот раскалённые угли - по числу напастей больного…

Выпил - к шаману не просись!

Мне всё ощутимее вспоминается Карлос Кастанеда (в 1993 году, когда вышли его первые книги, шаманизм стал очень модным. - Авт.). И всё равно не понимаю, как реально можно узнать у духа, чем лечить больного. Дух что, разговаривает на современном русском языке? Потеряв терпение, Николай обещает взять меня «на обряд».

8 утра, 45 км от Владивостока, не доезжая до аэропорта, мы сворачиваем в чахлый лесок между сопками. Мы - это Николай, двое его помощников и швед лет пятидесяти по имени Свен, специально приехавший к Николаю из пригорода Стокгольма с болями в животе. Европейские врачи никак не поставят точный диагноз, мучается уже два года. В небольшом шатре с дыркой наверху разведён костёр и разложен костюм шамана, состоящий из бесконечного числа шкурок и бубенчиков. Николай бросает в костёр горсть какого-то порошка - начинает отчётливо пахнуть полынью и сухими грибами. Пока он переодевается, его помощник показывает мне специальный посох с привязанным к нему пучком кон­ских волос.

Технология такая: в песне Николай должен будет трясти посохом над шведом, по очереди называя имена духов, которые могут быть причиной его болезни. На правильном имени волоски должны подняться вверх, встать дыбом! Едва взмахнув посохом над притихшим шведом, Николай что-то коротко говорит своим помощникам, те тушат костёр, а он уходит. Переводчик объясняет: шаман не работает с алкоголиками. Они сами творят свои болезни, тут он бессилен. «Рассекреченный» пьяница-швед краснеет и ругается. А я на обратном пути расспрашиваю, существуют ли шаманские секреты здоровья. Они несложные.

1. Если заболеете - не кайфуйте от болезни. Не обсуждайте недуг со знакомыми и незнакомыми людьми, не читайте о нём в Интернете и пр. Вы его таким образом «приручаете».

2. Не забывайте умерших предков, чтите их память. Они способны дать совет, который можно услышать, не зная шаманских техник.

3. Чаще собирайтесь с друзьями, общайтесь, пойте - это одна из форм создания коллективного оберега.

«Будьте поосторожнее в аэропорту «Шереметьево», - на прощание посоветовал Хабаров. - Там так много людей, что на ауру давят».

«Он точно волшебник! - думала я по пути в гостиницу. - Иначе как он узнал, что я летела не через «Домодедово»?» Через 2 дня заметила, что забыла снять с журналистской сумки наклейку «АЭРОПОРТ «ШЕРЕМЕТЬЕВО»…

Фамилия шамана изменена по его собственной просьбе: сказал, реклама не нужна.