АНЕКДОТ ДНЯ
«Что-то здесь не так!», — думал убегающий во всю прыть от инквизиторов Галилео Галилей. А те, безнадежно отставая от ученого, кричали ему в след: «Ничего, профессор! Земля круглая — еще встретимся!»
ПРАЗДНИК
Международный день семей
Международный день отказника от военной службы по убеждениям совести
15 мая 1997 года парламент ФРГ издал резолюцию о реабилитации тех, кого военное правосудие нацистской Германии преследовало за отказ от военной службы по убеждениям и за дезертирство. В годы правления Гитлера, пацифистам, верующим и прочим гражданам, не желавшим воевать, фашисты вынесли более 30 тысяч смертных приговоров и 25 тысяч привели в исполнение. Бундестаг эти приговоры аннулировал, но дезертиров не реабилитировал. По идее — компетентные комиссии должны рассмотреть каждое дело.
В 1981, на первой международной встрече отказников в Копенгагене, учредили праздник, он же День памяти.
Дошла эта тенденция и до СССР. В результате в стране наблюдался резкий рост количества верующих, не желающих брать в руки оружие по политико-идеологическим убеждениям, и даже экзотичных тогда гомосексуалистов.
КРУГЛАЯ ДАТА
855 лет назад отравили Юрия Долгорукого
К 1157 году битва за киевский престол обострилась до предела.
После смерти Всеволода Ольговича в 1146 году киевский трон незаконно занял Изяслав Мстиславич, опиравшийся на симпатии киевской знати. Это было расценено как повод к долгожданной войне с участием таких весомых игроков, как Новгород, Новгород-Северский, Смоленск, Рязань, Суздаль и даже Венгрия, Чехия и Польша. Самые большие шансы были у суздальца Долгорукого. Он два раза брал престол и два раза его упускал. Оптимизма основатель Москвы не терял: готовил новые походы и проводил огромную дипломатическую работу с нейтральными регионами. Но 15 мая 1157 Долгорукий умер. Предполагается, что его отравили на пиру у киевского боярина Петрилы. Столицу в очередной раз занял представитель черниговской партии Изяслав.
А ровно через 525 лет убили еще одного Юрия Долгорукова...
330 лет назад началось восстание стрельцов
(Ю. А. Долгоруков и Г. Г. Ромодановский)
1682 год. Стрелецкий бунт. Он же Московская смута, он же Хованщина. Результат: власть была передана царевне Софье Алексеевне, сестре Петра I.
На тот момент Русью правил Фёдор Алексеевич. Правил бездарно: казна была пуста. То есть войску не платили. Вот гвардия, науськанная оппозиционными лидерами, и взбунтовалась.
27 апреля царь умер, не оставив прямого наследника. Престол должен был перейти к одному из его братьев — 15-летнему Ивану — сыну первой жены Алексея Михайловича, покойной царицы Марии Ильиничны (из Милославских), или 10-летнему Петру — сыну второй жены Михайловича, вдовствующей царицы Натальи Кирилловны (из Нарышкиных). Вот Милославские с Нарышкиными и схлестнулись за высший государственный пост. Одни за туповатого и болезненного Ивана, другие — за смышленого, но больно уж маленького Петра. Последнего под давлением бояр царём и провозгласили.
Но царевна Софья Алексеевна (она была за Милославских), воспользовалась недовольством армии, спровоцировала попытку военного переворота.
Для начала стрельцы пошли во дворец выяснять, жив ли еще царевич Иван. Когда им его показали, смутились и убили сына своего командующего, осмелившегося на них кричать, а потом и своего командира — Юрия Долгорукого, плюс еще несколько бояр из пропетровской партии. Буквально за сутки все представители власти оказалась в заложниках у бунтовщиков, а Нарышкиных вырезали и ссылали пачками.
К 19 мая оставшимся в живых стрельцы предъявили ультиматум - выплатить все долги по зарплате (по их расчетам - 240 000 рублей, бешеная сумма). Таких денег в казне не было, но Софья распорядилась собирать средства по всей стране. К тому же они требовали двоевластия: чтобы правил не только Петр, но и Иван, а регентшей стала Софья. Бояре пообещали и это.
Софья понимала, что стрельцы становятся всё неуправляемее и назначила старшим популярного среди бунтовщиков князя Хованского. Но тот, по-видимому, решил легко взять власть, и сам стал диктовать условия правительнице. Об очистке от стрельцов Кремля и речь не шла.
Патовое положение затягивалось. Но во время крестного хода вся царская семья (оба царя, обе вдовствующие царицы Наталья и Марфа, восемь царевен — две тётки и шесть сестёр царей, в том числе правительница Софья) сбежала в подмосковное имение царской семьи Коломенское, а откуда тайными тропами в село Воздвиженское на Ярославской дороге, неподалеку от Троице-Сергиевого монастыря. Сюда же собрались все оставшиеся верными им бояре.
Хованский с сыном Андреем поехал на переговоры. Но их схватили во время ночлега посреди пути и притащили в Воздвиженское как пленников. Здесь им наскоро зачитали обвинение в государственной измене и попытке переворота и казнили.
Лишившись лидера, стрельцы по скудоумию перетрусили и начали просить о пощаде. Царский двор вернулся в Москву в середине ноября. Но царица Наталья Кирилловна, опасаясь ренессанса Милославских, предпочла жить в загородной резиденции Алексея Михайловича — селе Преображенском, под охраной верных людей. Царь Пётр приезжал в Москву только для участия в протокольных мероприятиях.
Власть Софьи Алексеевны при номинальном царствовании Петра I и Ивана V длилась до сентября 1689 года.
80 лет с начала «Безбожной пятилетки»
В 1932 опубликован Декрет правительства за подписью Сталина. По нему в стране объявили «Безбожную пятилетку».
Цель: к 1 мая 1937 «имя бога должно быть забыто на территории страны».
ЮБИЛЕЙ
80 лет со дня рождения певца Владимира Макарова
(1932 - 2008)
Пел много и хорошо. Но в народной памяти остался исключительно благодаря шлягеру «Последняя электричка» (Давид Тухманов, Михаил Ножкин).
Карьера певца не задалась с самого начала трудового пути. Родился в Тульской области, после 8 класса поступил в ПТУ. В 1950 году его посадили за кражу в универмаге родного поселка. И тут, в колонии Колымского региона, он и стал участником ансамбля заключённых. Кстати, худруком ансамбля был сам Вадим Козин. Там же Владимир познакомился со ссыльным руководителем знаменитого джазового оркестра Эдди Рознером.
Позже, когда Макаров все же прорвался на эстраду, СМИ писали, что на Колыме он проходил срочную службу.
Когда «откинулся», пел в Донецком шахтёрском ансамбле, был солистом Северо-Осетинской и Тульской филармоний (с молодёжным джаз-оркестром Анатолия Кролла).
В 1966 стал лауреатом I Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Это ему помогло стать солистом Москонцерта.
Так вот, не было ни у одного нашего профессионального певца более эклектичного репертуара. Помимо пресловутой «Последней электрички», он запомнился ценителям мощными песнями вроде «Спят курганы тёмные» и «Бухенвальдский набат». Он запросто исполнял произведения таких непопулярных у партии авторов, как Высоцкий, Окуджава, Кукин... Кавер-версии западных исполнителей (самая известная «Четыре таракана и сверчок»). Но главное — он исполнил знаменитый хит из сериала «Следствие ведут ЗнаТоКи» «Наша служба и опасна, и трудна» (М. Минков — А. Горохов), ставший неофициальным гимном советской милиции.
ИМЕНИНЫ
Афанасий, Борис, Глеб, Зоя, Михаил, Роман, Давид.
Смотрите также:
- Александр Фишман: «Хоть зубасты Мольеры и круты Шекспиры...» →
- Героическое заблуждение. Кого утопил Иван Сусанин? →
- Календарь дат и событий. 8 февраля 2011 →