Знаменитую фразу «Власть отвратительна, как руки брадобрея» обычно приписывают известному поэту Осипу Мандельштаму. Однако существует не менее десятка других имён, которые числятся авторами этого изречения. Среди них французы, англичане, итальянцы, греки…
Иными словами, представление о том, что власть (причём любая власть) - понятие не слишком душистое, свойственно не только россиянам. Оно универсально. Демократия не меняет природу власти. Она лишь ограничивает её возможности чинить произвол, насилие, заниматься самообогащением и стремиться к вечному пребыванию на властном олимпе. Неважно, как называется этот олимп: Белый дом, Елисейский дворец, Даунинг-стрит, 10, или Кремль.
Но всякая власть стремится выглядеть в глазах народа доброй, умной, сильной и щедрой. Достаточно вспомнить потоки предвыборных обещаний, звучащих во всех без исключения странах и во время всех без исключения предвыборных кампаний. Но власти хочется быть не только сильной и доброй. Она хочет быть красивой. Чтобы ею любовались, восхищались и кричали: «Не уходи!» И для этого власть создаёт о себе сказки, легенды, мифы. Вспомним сказания о «великом Ленине», о «мудром Сталине», о «добром дедушке Калинине», о Хрущёве, обещавшем коммунизм через 20 лет.
Партийный запах
Самым навязчивым и продолжительным из мифов о «хорошей власти» был эпический сказ о «великой партии». Миф начали активно внедрять в сознание «простого советского человека» в 30-е годы на фоне рапортов об успехах индустриализации и коллективизации. В конце концов миф внедрили даже в Конституцию СССР в виде знаменитой 6-й статьи: «Руководящей и направляющей силой советского общества… является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу».
Читатели старшего поколения, конечно же, помнят бесконечную череду кинофильмов, театральных спектаклей, романов, песен, поэм и художественных выставок (иногда очень талантливых), которые рассказывали народу о великих достижениях и грядущих победах «партии власти». «Победы» эти были столь грандиозны, что в конце концов привели народ к почти полному истощению, а саму страну - к распаду. Статья о «партии власти» была отменена лишь в 1990 г. после грандиозных московских демонстраций в защиту демократии. Тогда на Манежную площадь вышло более 200 000 человек.
Нынешняя власть не столь самоуверенна, как власть советская. Не потому, что она скромна по природе или усвоила уроки демократии, а потому, что народ, переживший за последние 20 лет череду несчастий и разочарований, стал более тщательно принюхиваться к запаху власти и научился различать, где пахнет резедой и фиалками, а где - протухшими обещаниями и рыбьей головой.
Аромат державности
На днях мировые информационные агентства облетела новость о том, что Папа Римский Бенедикт XVI заказал известному итальянскому парфюмеру Сильване Казоли персональный папский аромат. Глава Римско-католической церкви слывёт большим ценителем природы, и в духах будут сочетаться ароматы вербены, свежей травы, луговых цветов. Как будут называться духи, пока неизвестно. Уж точно не «Папа Бенедикт».
В советские времена большой популярностью пользовались духи «Красная Москва», которые продавались во флаконе, изображающем одну из башен Кремля. Это были любимые духи советской элиты. Может быть, потому, что элита-то знала, что духи эти до революции назывались «Любимый букет императрицы» и были специально созданы для Александры Фёдоровны (урождённой немецкой принцессы Гессен-Дармштадтской), жены последнего русского императора Николая II. Большевики, придя к власти и не питая иллюзий по поводу своего аромата, императорские духи сохранили. Но, как и многое другое, оставшееся от старой России, переименовали.
А интересно, какие духи могла бы заказать себе нынешняя российская власть, чтобы заглушить душок, оставшийся после парламентских выборов? Аромат должен быть очень сильным. Ну, например, аромат «державности», о которой в последнее время так модно говорить в высших эшелонах власти. Духи «Державные» могли бы попахивать Прохановым, Кургиняном или Леонтьевым. Разумеется, после бани.
Или вот - аромат «народности». Тут, конечно, должны быть не духи, а крепкий (годящийся при случае и для распития) одеколон. Типа «Тройного». Тут уж без запаха сибирских танкостроителей или заслуженных ткачих не обойтись. Но как их совокупить? Судя по последним политическим веяниям, успех могли бы иметь и духи «Евразийское братство» - сложный купаж запахов Лукашенко, Януковича, Назарбаева, Медведева. В Европе уже забеспокоились: не запахло бы одним Лукашенко.
Новый дух
Сегодня вообще с запахами всё усложнилось. В мартовской России, взбудораженной весенним уличным половодьем, появилось столько новых парфюмерных тенденций, что выбрать новые политические духи крайне сложно. Элита поняла, что в такой большой стране, как Россия (да ещё при Интернете), жить с одним запахом липы невозможно. К тому же очень хочется, чтоб народ при встречах с властью не воротил нос. Это, согласитесь, непросто. Особенно если душиться новым одеколоном, а портянки оставить старые.
Слухи о новых ароматах множатся с каждым днём. Говорят, что вот-вот на рынке появятся свежие кремлёвские духи «Вешние воды» с тревожным оттенком талого снега, оттепели, новых надежд. Демократы готовят к выпуску свою серию с общим названием «Болотные травы». Тут сложный купаж запахов Каспарова, Немцова, Рыжкова, Касьянова. Чей аромат будет лидировать, парфюмеры пока не решили. Тем более что с площадей и из фонтанов всё отчётливее слышится новый и (скажем прямо) резковатый запах Удальцова и Чириковой. Тут и ароматы Химкинского леса и пороха, ментовской кутузки и омоновского сапога.
Сейчас главная интрига парфюмерного рынка - Михаил Прохоров. Все носы повёрнуты туда. Что он там нахимичит? Какой заявит аромат? Даже в Управлении делами Президента не знают. Можно было бы, конечно, назвать просто - «Прохоровка». Как аллюзия на знаменитую танковую битву под Прохоровкой на Курской дуге. Но будет ли битва? Или договорятся, как уже было однажды. Ну… когда в моде были духи «Запах тандема».
Ваше мнение
Вас устраивает работа нынешней власти?
Отправьте на номер 2151 SMS следующего содержания: «Аиф пробел число»
Да — Аиф 21
Работают на троечку — Аиф 22
Нет — Аиф 23
Не сформировал (-а) к ней отношение — Аиф 24
SMS платные. Средняя стоимость SMS 3,5 руб. (подробнее здесь).
Сообщения принимаются до 12.00 2 апреля.
Вячеслав Костиков директор аналитического центра |