Важным для птенцов журавлей является обучение технике и тактике полета на дальние дистанции и освоение миграционных путей. Дикие птенцы получают эти навыки, следуя за родителями на зимовку, после чего они в состоянии проделать обратный путь самостоятельно.
Выживаемость искусственно выращенных журавлят не превышает 20%. Именно поэтому интродукция в природу птенцов, выращенных в неволе проходит по специальной методике.
Тем не менее, наблюдения последних лет на гнездовьях стерха позволяют говорить об успехах. Например, после нескольких лет неуклонного падения численности стерхов в бассейне р. Куноват наметилась ее стабилизация и даже некоторый рост.
В 2001 г. эти результаты были обсуждены на заседаниях Рабочей группы по журавлям Евразии, Союза охраны птиц России, Международного Фонда Журавлей, на сессии Смешанной российско-американской комиссии по сотрудничеств в области охраны окружающей среды и получили высокую оценку.
Весь маршрут перелета будет проходить вдоль миграционного пути ранее изученного учеными с помощью спутниковых передатчиков.
Суть метода заключается в том, что в результате специальной подготовки, выращенные в питомнике журавлята воспринимают мотодельтаплан как лидера стаи и следуют за ним до места зимовки. По пути совершая остановки для отдыха в предварительно выбранных подходящих местах.
Учитывая сложность и протяженность (5350 км) маршрута миграции, при возникновении форс-мажорных обстоятельств, рассматриваются варианты проводки с промежуточным финишем на юге Тюменской обл.(Армизонский район, «Белоозерский заказник»), в Северном Казахстане (Нуурзумский заповедник).
После приобретения птенцами необходимых навыков, перед самым подъемом на крыло их переместят на Ямал (Кушеват) близко к местам, где рождаются их дикие собратья, где они совершат первые полеты, почувствуют уверенность в своих крыльях.
Учитывая ситуацию в Дагестане, проработан и запасной маршрут, который предусматривает движение по Средней Азии до района Термеза, где узбекские коллеги обнаружили зимовку серых журавлей, с которыми наблюдались птенцы стерхов, интродуцированные в районе Куновата (ЯНАО). (на карте обозначен маршрут сиреневым цветом)
Первый этап полета – самый сложный. Он будет проходить вдоль поймы реки Обь и ее притока Иртыша до Тобольска, над непроходимыми болотами Западно-Сибирской низменности. Расстояние 1200 км.
Очень мало мест пригодных для посадки, это мало населенные районы с отсутствием транспортных коммуникаций. Группа поддержки и технического обеспечения будет следовать на речном транспорте, на котором будет размещена радиостанция, мастерская и научное оборудование.