«Анатомия протеста» - ходовой товар для пиара всех: и оппозиционеров, и НТВ, и партий

Фото: visualrian.ru

Краткая предистория

Документальный фильм «Анатомия протеста» был показан в эфире НТВ 15 марта. Эта документальная работа телеканала вызвала оживленную дискуссию в СМИ и интернете. Фильм раскритиковали, в частности, некоторые журналисты и представители оппозиции.

   
   

Главред журнала «Эксперт» Валерий Фадеев назвал работу журналистов НТВ непрофессиональной и заявил о разрыве сотрудничества с телеканалом, после обвинения НТВ-шников в обмане при получении комментария к фильму. А оппозиционер Сергей Удальцов, например, пообещал, что соберёт митинг против скандального фильма. И попытался.

Между тем НТВ собирается повторить фильм в воскресенье в прайм-тайм.

Фото: visualrian.ru

Продолжение следует: ФБ и ВК снова при деле

Вскоре после выхода в эфир фильма «Анатомия протеста» интернет-пользователи атаковали страницы НТВ в социальных сетях «ВКонтакте» и Facebook, а пользователи Twitter вывели хэштег «#НТВлжёт» в число наиболее актуальных в России.

Реакция на фильм «Анатомия протеста» в социальных сетях последовала и от некоторых сотрудников НТВ. Так шеф-редактор программы «Центральное телевидение" Александр Уржанов на своей страничке в Фейсбуке написал:

– Вероятно, это противоречит какой-нибудь корпоративной этике, но известное произведение визуального жанра – это настоящий позор, и мне стыдно за то, что это происходит на канале, где я работаю.

В социальной сети «ВКонтакте» появилась страничка «встреча «Пикет против наглой лжи на НТВ» с призывом выйти 18 марта на несогласованную акцию возле телецентра Останкино. На 15-30 по московскому времени принять участие в пикете изъявили желание более 350 человек, более 600 записались возможными участниками.

   
   
Фото: visualrian.ru

Новые протесты на старом месте

17 марта на Пушкинской площади в Москве проходила несанкционированная акция, которую организовал справоросс Геннадий Гудков. На площади находились около 300 человек, рассказала служба новостей РСН. В основном это журналисты и правозащитники: «Много людей с белыми ленточками. Есть съемочная группа НТВ, к которой подходят пришедшие сюда граждане и высказывают в камеру, что они недовольны фильмом «Анатомия протеста», передавал корреспондент РСН.

А известный Удальцов разбрасывал зеленые яблоки на Пушкинской площади, при этом крича: «Позор НТВ!»

Также 17 марта, в субботу, «Коммерсант» со ссылкой на адвоката Виолетту Волкову сообщал, что сторонники оппозиции, недовольные показанным по НТВ фильмом, могут обратиться в суд с коллективным иском к телекомпании.

Этим чудесным для политиков и СМИ временм не замедлил воспользоваться бывший сопредседатель «Правого дела» Борис Надеждин и сегодня предъявил телекомпании иск о защите чести и достоинства, связанный с документальным фильмом «Анатомия протеста».

Б. Надеждин призвал всех, кто считает себя оппозиционерами, предъявлять иски к НТВ. «Мне уже пришло несколько сообщений от знакомых, что они в понедельник тоже пойдут в суд», - подчеркнул политик.

Бывший сопредседатель «Правого дела» недоволен монтажом, из-за которого появляется впечатление «об отсутствии у оппозиции каких-либо конкретных требований, кроме смены власти». Кроме того, Надеждин считает недостоверной прозвучавшую в фильме информацию о том, что на митинги оппозиции приходила массовка, которой платили за участие.

Также политик оспорил сведения, что оппоненты власти финансируются из-за рубежа.

В это же время сайт НТВ работал с перебоями. Интернет-ресурс телеканала был недоступен для просмотра. В пресс-службе НТВ «Русской службе новостей» сообщили, что временные перебои в работе сайта, возможно, связаны с большим количеством посещений.

Единороссы спокойны – все под контролем закона

В «Единой России» удивлены реакцией на фильм «Анатомия протеста». Достаточно удивителен повод, который был выбран для несанкционированного митинга на Пушкинской площади, сказал первый замсекретаря президиума генсовета партии Сергей Железняк.

«Были показаны очень четко участники, факты, подписаны фамилии. Непонятно, каким образом можно заставить канал НТВ изменить вещательную политику, потому что в соответствии с законом, СМИ самостоятельно определяют эту политику. Депутат Гудков прекрасно об этом знает», - сказал он. С.Железняк убеждён, что стремление оппозиции бойкотировать НТВ только увеличит аудиторию телеканала, а не отпугнет от него телезрителей, как рассчитывают участники акции. При этом он подчеркнул, что если у оппозиционеров есть сомнения в подлинности материалов документального фильма, они могут обратиться в суд.

Фото: visualrian.ru

Зазеркалье НТВ: как монтируют сенсации

«Радио Свободы» вызвало на разговор известного журналиста и теперь уже бывшего сотрудника НТВ Павла Лобкова.

- Кто делает на НТВ расследования сомнительного качества?

На НТВ в целом, я не говорю о службе по закупке сериалов, фильмов и т. д., существует три дирекции - дирекция информации, которая достаточно нейтральна; дирекция праймового вещания (о ней можно говорить уже в прошедшем времени, ее возглавлял уволенный Николай Картозия), которая была креативно-либеральным крылом; дирекция общественно-правового вещания или в просторечии ЧПЧСП, которая выросла из криминальных новостей.

И вот как раз именно там существует эта группа, которая занимается так называемыми спецпроектами, скажем так. Мы знаем много примеров этой продукции - там и «Дело в кепке», и «Голос из ниоткуда»... Производят эту продукцию обычные корреспонденты этой дирекции, которые не сидят за какой-то железной стеной. Формально это, может быть, даже не дирекция, а «компания-аутстаффер».

- Что это такое?

- Сейчас принято на телевидении выделять часть трудового коллектива в такого рода компании. Это делается с целью облегчения налогообложения. В частности, для криминальной дирекции компанией-аутстаффером является так называемая «Первая продюсерская компания». Все эти люди формально не работают в штате НТВ, но реально они сидят в «Останкино».

Более того, когда мы сидели в дирекции праймового вещания, они с нами находились на одной лестничной площадке, у нас была одна курилка и, прошу прощения, один туалет.

- Вы понимаете, кто для них выбирает темы?

- Темы диктует сама жизнь. Их темы не отличаются от тех тем, которые есть и на «Радио Свобода» или на телеканале «Дождь». А вот кто определяет градус освещения, я не знаю. Они находятся под прямым руководством Юрия Шалимова, это директор дирекции, а он под прямым подчинением Владимира Кулистикова.

Я думаю, что, исходя из того, что такие фильмы делаются очень быстро, это позволяет предположить наличие очень мощной политической воли и штабной дисциплины.

- Каково ваше мнение как профессионала об «Анатомии протеста»?

- Мнение у меня двойственное. Конечно же, это компилятивная история, там есть прямые подлоги, которые очевидны. Приведу один пример. В середине фильма один из центральных эпизодов - как у метро «Сокольники» раздают авансом деньги тем, кто пойдет на митинг с белыми ленточками. Представим себе ситуацию: кто-то мухлюет в карты или продает наркотики, или продает проституток.

Будут ли эти люди позировать на камеру? Обычно в таких случаях люди отбиваются от камер, если какой-то смелый журналист начинает их вдруг снимать. А тут смелые журналисты мало того, что их снимают, так там идет такая раскадровка, что чуть ли не номер купюры виден. При этом эта очередь никуда с места не сдвигается. Съемки на очень хорошую профессиональную камеру.

Вряд ли это, я бы сказал, была агентурная съемка, скорее всего, это была постановка. В принципе, реконструкции на телевидении бывают в расследовательских программах. Мы часто этим занимались. С помощью актеров мы снимаем реконструкцию и пишем в правом верхнем углу – «реконструкция».

Такое используется всеми телекомпаниями мира, когда нет возможности снять героев, или они, допустим, умерли,. Но здесь другая история.

Снимается акт криминального действия, при этом это абсолютно постановочная картинка. Потом есть эпизод, где активисты «Солидарности» якобы участвуют в «каруселях» и скупают открепительные талоны. Совершенно верно, но трактуется это так: они фабриковали эти «карусели».

На самом деле члены Солидарности» специально записывались в эти «карусели», чтобы потом разоблачить их. Поэтому обнаружение Солидарности»в рядах «карусельщиков» совершенно не говорит о том, что Солидарность» их же и сфабриковала.

А как полиция получает доказательства о существовании какой-то банды? Вот именно - внедряя туда своего человека. Конечно, внедряют. Нужный эффект достигается с помощью закадрового текста - он написан виртуозно.

В чем еще одна особенность такой системы работы? Архивы-то общие. Человек дал интервью год назад и по другому поводу, но его слова очень хорошо подходят к какому-то определенному случаю. Это можно вынуть из архива и вставить именно в то место, которое требуется. А потом человек приходит домой или на работу и начинает всем доказывать, что он не верблюд, что его НТВ подставило.

Это всем уже, наверное, надоело, и скоро люди перестанут давать интервью этой телекомпании в принципе. Даже если оно будет касаться выращивания орхидей!

Но в целом, в отличие от прошлых фильмов, здесь более бережное обращение с фактурой. Научились «более лучше врать». В этом смысле, этот фильм гораздо более тревожен, чем предыдущие, потому что в нем достигнут определенный уровень мастерства.

Если жители больших городов получают разнообразную информацию из инетернета, то люди в провинции по-прежнему верят федеральным каналам. И подобные произведения могут серьезно повлиять на имидж оппозиции. Но в первую очередь, конечно, это влияет на имидж НТВ, если на него еще можно повлиять.

Итоги и предложения

В СМИ вообще, и на телевидении в частности, мерило успеха и главный судья – рейтинг. Для того, чтобы держать высоким рейтинг, требуются постоянные будоражащие зрителя темы. Обычно их поставляет сама жизнь: выборы, катастрофы, скандалы в политике и бизнесе.

Но иногда все же наступает спокойная для зрителя и черная для СМИ полоса отсутствия новостей. И вот тогда сенсации нужно сочинять самим. Это закон бизнеса.

Посмотрите, что происходит в последние дни, когда выборы так «непредсказуемо» закончились, а вместе с ними и пошли на спад будоражащие зрителя митинги. То выступление отвязных девчонок из группы выступление Pussy Riot – радикальный жест в контексте неофициального искусства. Теперь вот «Анатомия протеста»…

Неужели вы серьезно думаете, что реакция собратьев по цеху, оппозиции и прочих не была просчитана? Просчитано все: стилистика– это самые неожиданные синхроны, нарезки, подмена тезисов. Сделано по известной методике перевертышей.

Если, скажем, для части нашего общественного протеста Навальный – это икона, то здесь нужно сказать, что Навальный – это не простой паренек из Марьина, а человек, который ходит с огромной свитой, с телохранителями, а потом скрывается в роскошном отеле. При этом ни телохранителей не видно, ни отеля, но все время нагнетаются страсти:«Вот сейчас мы вам покажем Навального, которого вы не видели».

Но, если они понимают, и мы понимаем – то стоит ли так серьезно относиться к этой бизнес-акции? Когда на нее так откровенно ставят и откровенно рассчитывают на прогнозируемую реакцию нас с вами, может, мы удивим манипуляторов? И просто не обратим внимания, а там и рейтинг упадет… и придется искать действительно стоящие сюжеты…

Статья подготовлена на основе открытых источников

Смотрите также: