Недавно ряд обвинений был предъявлен зампреду «Внешэкономбанка» Анатолию Балло, который, как полагают следователи, похитил с сообщниками 14 млн. долларов. Эти средства были частью кредита, который ГК «Внешэкономбанка» выдал компании «Евразийский» на приобретение компании «Югводоканал». Дело получило общественный резонанс еще и потому, что заем на общую сумму 75 млн. долл. был одобрен не только председателем госкорпорации Владимиром Дмитриевым, но и кредитным комитетом ВЭБа, наблюдательный совет которого возглавляет Владимир Путин.
Частично информацию по сути этой сделки можно найти в отчете Счетной палаты о проверке «Внешэкономбанка» за 2010 год. Из отчета следует, что схема приобретения 100% доли «Югводоканала» осуществлялась с участием зарубежного игрока: лихтенштейнской компании Amadon Aktiengesellschaft, договор купли-продажи с которой заключило ОАО «Евразийский».
Как водится, после скандала желающих дать какие-либо комментарии поначалу не нашлось. Во «Внешэкономбанке» не дали разъяснений, всегда ли на перечисление таких средств требуется резолюция председателя госкорпорации (как мы знаем, Владимир Дмитриев поставивший «Согласен» на служебной записке Балло о перечислении денег). Отказался что-то прокомментировать адвокат Балло. Уклонились от внятных комментариев и адвокаты двух других фигурантов дела – первого зам. гендиректора ГК ОАО «Росгеология» Станислава Светлицкого, находящегося под подпиской о невыезде , по делу, и гендиректора «Нижноватомэнергосбыта» Александра Лагутина.
Но нежданно нашелся человек, охотно давший разъяснения в СМИ в связи с делом о мошенничестве: это один из бывших владельцев и многолетний руководитель ОАО «Евразийский» Сергей Яшечкин. Заявления его интересны тем, что Яшечкин сам является знатоком нечистоплотных методов и не раз уличался в сомнительных делах. Скандально закончилась его карьера на посту директора ОАО «Российские коммунальные системы» в Томске в 2004 году после фактической взятки в 300 тысяч долларов бывшему мэру города Александру Макарову под видом «пожертвования» на его выборную кампанию. Тогда из РКС Яшечкина с треском выперли – по настоянию акционеров, среди которых было РАО ЕЭС России – за нецелевое «проедание» 30 млн. долларов уставного капитала. Да и «распил» 14 млн. долларов при покупке ООО «Югводоканал» случился именно в годы руководства Яшечкиным компанией «Евразийский». Помогали ему два швейцарских юриста прохиндея Энрико Маффейс и Урс Майстерханс, добрые знакомые Яшечкина еще с конца 90-ых годов и которыми сейчас вплотную занимается швейцарская прокуратура, инкриминируя им отмывание средств болгарский наркомафии, подделку сертификатов и ценных бумаг.
Зная этого деятеля как облупленного, эксперты отрасли сразу заподозрили какой-то подвох в его активности в связи с «делом Балло». Высказывалось также предположение, что Сергей Яшечкин по неосторожности «слил» информацию в СМИ на правах бывшего гендиректора ОАО «Евразийский».
Однако в такую «малоопытность» слабо верится. Более вероятна версия, что Сергей Яшечкин, шумя и «засвечивая» Балло и его подельников, просто отводит внимание от двух других уголовных дел, открытых против него самого по его действиям вопреки законным интересам ОАО «Евразийский» на общую сумму более 1,5 млн. евро.
Одно из дел возбуждено 26 декабря 2011 года и связано с превышением полномочий ныне бывшего гендиректора ОАО «Евразийский» Яшечкина. Вот как изложил это в Постановлении о возбуждении уголовного дела заместитель начальника 4-го отдела СЧ СУ УВД по САЩ ГУ МВД России по г. Москве Викторов Ю.А.: «Яшечкин С.В. … злоупотребляя полномочиями, 3 марта 2010 года от имени дочернего предприятия ОАО «Евразийский» – ООО «Евразийский-Экопроекты», где 100 процентов долей общества принадлежит вышеуказанному ОАО, заключил контракт с компанией «Дегремон СА» на строительство завода по сжиганию илового осадка…, заведомо зная, что у ООО «Евразийский-Экопроекты» и ОАО «Евразийский» отсутствуют денежные средства, необходимые для финансирования работ…»
Далее в Постановлении изложено, как Яшечкин С.В. по просроченной доверенности увеличил на 586 тысяч евро стоимость работ , заключив дополнительное соглашению с полюбившимся ему французским «Дегремон СА». А затем принудил подчиненного ему гендиректора ООО «Евразийский-Экопроекты» Гриня В.С. оплатить выставленные компанией «Дегремон СА» счета на 194 700 евро. В конечном счете, этот милый управленец, злоупотребляя и имея преступный умысел, поставил свою компанию в положение, при котором она при расторжении невыгодного контракта вынуждена будет выплатить французам компенсацию на сумму свыше 10 млн. руб. Как указало следствие, в действиях Сергея Яшечкина «имеются достаточные данные, указывающие на признаки преступления, предусмотренного ч.1 ст. 201 УК РФ».
Не будем подробно разжевывать второе уголовное дело с тем же фигурантом Сергеем Яшечкиным, в основе которого лежит подделка от имени ОАО «Евразийский» векселя на 30 млн. руб. Удивимся лишь наглости этого господина, решившего воспользоваться ситуацией с промахом ВЭБа и скандальной ситуацией с сотрудником банка Анатолием Балло.
А впрочем, заметим: в свете того, что «дело Балло» сейчас превратилось в поле борьбы за влияние во «Внешэкономбанке», Яшечкина можно и понять. Уж очень удобно стало под лозунгами борьбы с «оффшорной экономикой» использовать возникающие грязные дела и скандальные обвинения для уничтожения конкурентов – и люди ловкие этим пользуются вовсю. Тем более, что оффшорная тема становится всё горячей. И назревает возможный перекрой сфер влияния в финансовых структурах в ходе этой кампании. А поле дележа – не узкая межа! Недавно при проверке деятельности госкомпаний в нефтегазовой, энергетической, банковской и транспортной секторах экономики обнаружилось, что многие из них разве что не молятся на «оффшор». Вот цифры, названные на днях вице-премьером Игорем Сечиным: только по двум государственным компаниям было зафиксировано договоров с офшорными компаниями на 522 млрд. рублей, а общее количество их фирм-партнеров насчитывает 9,8 тысяч компаний.
До недавних пор эти «ягодные места» слабо контролировались государством. Приведем мнение аналитика Центра политической конъюнктуры Дмитрия Абзалова, который, говоря о распространенности оффшорных схем при обслуживании выданных государственными учреждениями кредитов, замечает: «У нас это считается нормальным, хотя при этом значительные средства оседают в карманах нечистых на руку чиновников, а финансовый центр операций выносится за пределы страны».
Сейчас у власти есть желание поломать правила такой игры. Курс даже провозглашен. Но лозунги ушли вперед механизмов слома «оффшорной экономики» и лихих денег, поэтому в мутной водице перекроя системы многие Остапы Бендеры надеются поймать свою жирную рыбу. Не случайно, что такой предприимчивый и чуткий к запаху денег господин, как Сергей Яшечкин, чуть не с головой ныряет в омут чужих уголовных дел, становятся «экспертами ЖКХ» у одного из проигравших кандидатов в президенты, хотя над самим висят серьезные обвинения. Яшечкин надеется, что за масштабной перестройкой его прежние дела уйдут в тень и правоохранители, махнув рукой, возьмутся за кого-то другого. А может быть, даже рассчитывает, что где-то учтется его роль «говорящей головы» в СМИ по «делу Балло» и его запоздалая «борьба с коррупцией». Однако едва ли таким надеждам суждено сбыться. Ведь в пословице «Черного кобеля не отмоешь добела» большой смысл, который всем ясен…
Смотрите также:
- Сумма от тюрьмы не спасёт? Коррупция погубит любые благие начинания →
- Полонский уходит со стройки. Олигарх сворачивает свой бизнес →
- Сделки в зоне риска? Якубовский опроверг обвинения Forbe →