— Почему? — изумился сын. — Ты вроде тоже власть не любишь?
— Не люблю! Но ни на какие митинги больше не пойду. И тебе не советую! Это опасно!
— Да чем опасно-то?
— Тем опасно, что, когда собирается большая толпа народу, никогда не знаешь, чем это закончится. Не угадаешь, когда и кому надоест, что шествия проходят так мирно. Кто и на чем захочет заработать очки. Ведь достаточно только каким-нибудь отморозкам закидать бутылками или камнями полицию — и начнется.
— Но до этого-то все было мирно...
— Ага, за провокатором из царской охранки попом Гапоном народ тоже мирно ходил-ходил, а один раз вдруг как начали стрелять — и все, демонстрация сразу стала немирной.
— А зачем власти надо было, чтобы он водил людей на демонстрации? — поинтересовался мой математически продвинутый, но исторически не сильно подкованный сын.
— Наверное, казалось, что легче все держать под контролем, когда вождь — свой. Но не рассчитали, народ увлекся, и... Думаешь, сейчас среди митингующих провокаторов нет? И неизвестно, на кого они работают.
— То есть ты изменений в обществе хочешь, а отстаивают их пусть другие? — спросил сын.
Тут я задумалась. Ерунда действительно получается. Я и в самом деле хотела бы, чтобы у нас была другая жизнь. Но совершенно не готова ради этого рисковать своими близкими. Больше того. Я и сама ни за что не пошла бы ни на какой митинг, даже если была в Москве. Почему же мне за это нисколько не стыдно?
Да вот почему. Потому что я ни секунды не верю в позитивный результат демонстраций, митингов и их апофеоза — революций. В благие намерения большинства их участников верю. А в то, что на выходе может получиться что-то хорошее, — нет. История к такой вере не располагает. История не делается на уличных шествиях. Она делается в тиши кабинетов узким кругом избранных. Пока ни одному из этих кружков у меня доверия нет. Потому и не хочется, чтобы я или мой сын ходили в группе разогрева малоизвестных амбициозных мистеров Х. Кто знает, что будет, когда они снимут маску?
Материал из издания «Не дай Бог!» №1, 15-21 февраля 2012